Here you can give your opinion about this song, add new details about it, describe interesting moments related with it.
Politic discussions and / or any messages, not directly related with this song are forbidden here, please use Forum.
All such messages, as well as messages violating Forum Rules will be deleted.
Музыку вальса написал композитор Илья Шатров.
В одном из боёв, когда погибли все офицеры, Шатров и музыканты его оркестра повели солдат в бой. За это все они были награждены георгиевскими крестами.
Наверное, из всего того, что я когда-либо слышал, более проникновенной и берущей за живое песни (да и музыки) вряд ли попадалось. К большому сожалению, услышать её в эфире не получается - тема, видимо, не модная. Как и вообще, патриотизм и любовь к Родине, уважение к погибшим в Первую и Вторую мировую, Афганистане, Чечне и далее. Считаю, что не уважать павших - минимум, не уважать себя. Хотя бы из чисто человеческих соображений. Впрочем - увы -сколько людей... :-(
Я не согласен что это вальс не слышно в эфире . Он звучит ряде советских фильмов . Например в фильме "Место встречи изменить не льзя" этот вальс можно услышать в первой серии .
Действительно это произведение необычано красиво . Что сильно печалит , что царское командование не сумело извлечь уроков из поражений в русско-японской войны и в ипериалистической войне повторила схожие ошибке . Возможно изза низкого класса военного мастерства царских офицеров .
Дело было в Русско-Японскую войну, Шатров был капельмейстером Казанского пехотного полка. Полк попал в окружение, и Шатров оказался старшим офиценрским чином в нем. Он построил свою музикальную команду и под этот вальс повел остатки полка на прорыв. Успешный...
Легенда?
Вообщем выводы неутешительные. Мы совсем не знаем истории или нас сознательно увели далеко от нее. Один из самых красивейших вальсов написан. Написан в честь погибших храбрецов в кровопролитных боях. А автор сего произведения почти забыт и сколько не смотрел разных материалов - версии разнообразные. Позволю донести до вас к какой я склоняюсь и более или менее подтверждена фактами. О русско-японской войне много написано. Здесь разбираться не будем. Вообщем борьба за Маньчжурию. Столица Мукден.
По объявлении мобилизации 1 июня 1904 г. Мокшанский полк развернулся в полевые пехотные полки - 214-й Мокшанский (54-й дивизии) и 282-й Черноярский (71-й дивизии). Шатров И.А.был капельмейстером 214-Мокшанского полка. В 214-м Мокшанском полку числилось: 6 штаб-офицеров, 43 обер-офицера, 404 унтер-офицера, 3548 рядовых, 11 конных ординарцев и 61 музыкант. В феврале 1905 г. полк участвовал в кровопролитных боях под Мукденом и Ляояном. Мокшанцы одиннадцать суток не выходили из боев, удерживая свои позиции. На двенадцатый день японцы окружили полк. Силы оборонявшихся были на исходе, заканчивались боеприпасы. В этот критический момент в тылу у русских заиграл полковой оркестр, которым дирижировал капельмейстер Илья Алексеевич Шатров. Сменяли друг друга марши. Музыка придавала солдатам силы, и кольцо окружения было прорвано.
Полк был практически уничтожен, уцелели 7 музыкантов, награжд. впоследствии Георгиевскими крестами, почетными серебряными трубами. Капельмейстер И. Шатров 2-й из воен. дирижеров в России кавалеров орд. Станислава 3-й ст. с мечами (Кто говорит 1-й). В мае 1906 г. полк вернулся в Златоуст, где своим погибшим друзьям Шатров посвятил вальс и создал первоначальную версию "На сопках Маньчжурии" (первоначальное название - "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии"), скоро ставший известным не только в России, но и за ее пределами.В сентябре 1906 г. полк переведен Самару, где Шатров сдружился с композитором, педагогом и нотоиздателем Кнаубом Оскаром Филипповичем. Уже в июне 1907 окончательный нотный вариант вальса продавался в магазинах Кнауба. Думаю что тексты разных авторов появились после признания в 1909-10годах, когда он зазвучал на всех грамофонных пластинках.
После Октябрьской революции Илья Алексеевич вступил в Красную Армию, служил в военных оркестрах во многих городах. В 1935-1938 гг. Шатров руководил оркестром Тамбовского кавалерийского училища, затем уволился в запас и с 1938 г. до Великой Отечественной войны работал в Тамбове. С началом войны ветеран снова в строю. За участие в Великой Отечественной войне Илья Алексеевич был награжден орденом Красной Звезды и медалями. В 1951-52 г.г. военный дирижер гвардии майор Шатров служил в Тамбовском суворовском училище, воспитывал будущих офицеров.
Умер Илья Алексеевич в Тамбове. На Воздвиженском кладбище Тамбова он и похоронен.
На беломраморной плите начертано золотом: "Гвардии майор композитор Илья Алексеевич Шатров. Творец вальса "На сопках Манчьжурии".
Спасибо www.sovmusic.ru! Это действительно прекрасный вальс. Пока мы слушаем такие произведения, переживаем, помним, дискутируем (признак неравнодушия), пока все это вызывает в нас эмоции, в нас будет жить православный русский дух, а значит будет жить и наша Россия! Назло ИМ ВСЕМ! Нас можно бить (и нас ни раз били), но убить безсмертную православную русскую душу нельзя. Это произведение впитало в себя все горькие переживания русского человека, но... 1904 год это лишь было горькое начало. Тогда еще не знали о том, что придет и Всепобедный 1945-й. НЕДОЖДЕТЕСЬ!!! И сейчас тоже... Только верьте. Ангела хранителя всем! Спасибо!
На многих сайтах авторство на Сопках приписывается Агапкину - это ужасно.
Напишите также, пожалуйста и о Славянке! И со словами! Со словами! Пожалуйста! С разными вариантами, с Историей!
В моем детстве после войны был кинофильм - видимо один из перывах цветных советских кинофильмов - дети на Черном море находят затонувший парусник и с помощью взрослых поднимают и восстанавливают его - потом уходят на нем в море - звучит марш! Как назывался фильм? Где достать и фонограммы этих маршей - со словами во всех вариантах?
Фильм видел. Хотя названия и не помню, но, возможно, пригодится следующая информация: кажется, фильм поставлен по мотивам повести одесского писателя Батрова "Завтра - океан".
Из воспоминаний Тукова о Потсдамской конференции. Наконец Сталин попросил музыкантов поиграть, что-либо славянское, народное, русское. Наши светила замялись. Видя такое дело, я взяла инициативу в свои руки и села за рояль. Играла Дунаевского, Соловьева-Седого, М. Блантера, М. Фрадкина и произведения других композиторов. Сталин все время стоял у рояля, несколько задумавшись. Потом он в заключение попросил меня исполнить вальс Шатрова “На сопках Маньчжурии”. Сталин снова стоял у рояля весьма печальный
Как вспоминал Артем Сергеев,Сталин любил слушать этот вальс и понескольку раз переключал на слова "Поверьте, мы за вас отомстим
И справим мы славную тризну!" Что в последствии и было сделано.
Победа на Дальнем Востоке стерла пятно позорного поражения России в войне с Японией в 1905 году. И. Сталин, выступая по радио вечером 2 сентября, напомнил, что поражение 1905 года легло черным пятном на нашу страну. “Сорок лет, - сказал он, - мы, люди старого поколения, ждали этого дня. И вот этот день наступил!”
Это на самом деле шедеврбвот только обидно,никто не упоминал имя великого генерала Царской армии,которого в последствие назвали богом русской артилерии и вручили золотую саблю+георгиевский крест за отвагу в Русско-японской войне и имя этого генерала Алиага Шихлинский(родилса в Азербайджане),который руководил
Ещё в советское время слышал по радио передачу (название не помню, но речь шла о военной музыке и композиторах, кажется, об Агапкине). Так вот там речь шла о знаменитом прорыве окружённого в Манчжурии русского полка . Пишу по памяти. История запомнилась так.rn
Ещё в советское время слышал по радио передачу (название не помню, но речь шла о военной музыке и композиторах, кажется, об Агапкине). Так вот там речь шла о знаменитом прорыве окружённого в Манчжурии русского полка . Пишу по памяти. История запомнилась так.
"Когда в полку не осталось не одного патрона, командиром полка (фамилию, вроде бы, называли) был отдан приказ всем переодеться в чистое, офицерам надеть парадную форму и все награды.
Японцы уже с вечера знали, что у русских нет боеприпасов, и готовились принимать пленных. Приехал на позиции и японский командующий.
Ранним утром, при первых лучах солнца была отдана единственный раз за всю историю русской армии команда:
"Знамя полка вперёд!
Оркестр под знамя!"
И, выйдя перед знаменем, командир полка скомандовал:
"Полк! Примкнуть штыки. Побатальонно, тремя колонами, офицеры вперед. Шагом марш!"
Когда перед японскими позициями на расстоянии выстрела взмыло полковое знамя, впереди которого шёл, сверкая наградами, с обнажённой шашкой командир, а за ним появился оркестр и грянул марш, японский генерал приказал не стрелять.
Японцы заворожено смотрели, как по полю размеренным шагом под звуки оркестра двигались им навстречу три небольших колоны, возглавляемые офицерами в парадной форме. Солдаты шли с ружьями наперевес, стараясь держать ногу и строй, штыки поблескивали на солнце.
Японский генерал велел своим войскам расступиться, пропуская русских, приказал своим офицерам построиться, и отдал честь знамени".
К сожалению, не помню финал передачи. Вроде бы, пленения не было. Остаткам полка дали уйти. Но… не помню. А найти нигде не смог.
Изначально вальс назывался "Моршанский полк на сопках Маньчжурии".
Капельмейстером в этом полку и служил И.Шатров.
Боевой путь полка можно отследить в литературе по истории РЯВ.
Исполнение И.Козловского, на мой взгляд, не лучшее. Да и слова не самые.
Хотя здесь, конечно, у каждого свое.
В и-нете находил эмигрантское исполнение. Есть и старое, записанное еще на дореволюционную граммофонную пластинку. Эл.проигрыватель ее не тянул, а у патефона надо было крутить ручку постоянно, иначе тоже не тянулась. Звук, ессно, неважный.