Here you can give your opinion about this song, add new details about it, describe interesting moments related with it.
Politic discussions and / or any messages, not directly related with this song are forbidden here, please use Forum.
All such messages, as well as messages violating Forum Rules will be deleted.
On the noname hill - 03:51 (1130Kb) "...only 3 of 18 survived after the battle..." A popular song about WW2 Music: V. Basner Lyrics: M.Matusovskiy Singer: L. Barashkov 1963г. Performed in 1963г. Downloads: 56575 раз
Во время съемок фильма «Тишина», снимавшегося по одноименному роману Юрия Бондарева, возникла необходимость в песне-воспоминании. И тогда режиссер фильма Владимир Павлович Басов обратился к поэту Михаилу Львовичу Матусовскому и композитору Вениамину Ефимовичу Баснеру.
Выбор режиссера не был случайным – и поэт и композитор были фронтовиками. Баснер начал службу рядовым в артиллерийском училище. А Матусовский накануне войны готовился к важному событию в своей жизни – защите кандидатской диссертации на глубоко патриотическую тему: «Очерки поэтического стиля древнерусских воинских повестей периода татарского нашествия на Русь». Но в день защиты диссертант не явился: с оружием в руках он уже защищал Родину. Во время обороны Москвы офицер Матусовский, будучи раненым в ногу, не стал эвакуироваться в тыл и продолжил свою работу.
Михаил Матусовский находился на том участке фронта, где совершили свой подвиг восемнадцать сибиряков. Тогда же он написал поэму " Безымянная высота ". Но поэма оказалась лишь записью, наброском песни, родившейся через двадцать лет.
"Это был бой, — пишет Михаил Матусовский, — не за крупный населённый пункт и не за стратегически важный водный рубеж... схватка шла за маленькую высоту, которая на карте была отмечена только цифрой. Но для людей, которые здесь дрались и умирали, это было сражение и за Москву, и за Сталинград, и даже за Берлин"
Из воспоминаний подполковника запаса, бывшего редактора газеты Рославльской Краснознаменной Ордена Суворова 139-ой стрелковой дивизии Николая Чайки:
«… В ту пору я редактировал дивизионную газету «Сталинский призыв». Сентябрьским утром 1943 г. подолгу фронтового журналиста одним из первых с наступающими колоннами попал на Безымянную высоту у незнакомого поселка Рубеженка. Трудно найти слова, чтобы передать то, что я видел, … С гранатой, зажатой в руке, с указательным пальцем на спусковом крючке автомата, в лужах собственной и вражеской крови лежали тела героев. Вся высота буквально была завалена осколками, стреляными гильзами, пустыми дисками, касками. Многих сибиряков я знал задолго до этого жестокого ночного боя, не раз беседовал с ними, «агитировал» стать военкорами нашей газеты. И вот теперь, вглядываясь в их черные окровавленные лица, мало кого узнавал: до того они были изуродованы. Враги глумились уже над мертвыми смельчаками.
Обо всем, что мне довелось увидеть в то утро на Безымянной высоте, обо всем, что поведал нам участник этой неравной схватки рядовой Герасим Ильич Лапин, вернувшийся в свой батальон, мы немедленно рассказали в дивизионной газете и «боевых листках». Так о подвиге коммунистов – сибиряков вскоре стало известно всему фронту. Как-то к нам в дивизию приехал мой старый фронтовой друг поэт Михаил Матусовский. И вечером в нашей фронтовой землянке я рассказал ему о бое восемнадцати на Безымянной высоте. Помню, как Михаил Матусовский «загорелся» тогда и принялся за поэму «Безымянная высота». Но, видимо, поэма чем-то не удовлетворила его. Во всяком случае, она никогда не издавалась ни отдельной книгой, ни в сборниках поэта.
Однажды я пришел в кинотеатр «Россия», чтобы посмотреть новый фильм «Тишина». С экрана полилась песня, суровая, грустная:
«Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…»
Я сразу же понял, о какой роще идет речь. Позвонил Матусовскому, поздравил его с успехом и хотел было спросить, о ком песня, но он упредил меня: конечно, о них, старина… Очень рад за удачу фронтового друга и композитора Вениамина Баснера, песню которых поет весь народ. На днях у меня побывали товарищи из Калуги, Рубеженки, Бетлицы. Рассказывали, что песня «На Безымянной высоте» стала у них своеобразным гимном. Ее поют повсюду и гордятся: «Это про наших сибиряков-героев». Пели ее совсем недавно на братской могиле, где покоятся шестнадцать сибиряков-героев, членов Ленинской партии. Здесь, на Безымянной высоте, комсомольцам вручались красные книжечки с силуэтом В.И. Ленина. Узнав об этом, М. Матусовский тут же взялся за перо. – Хочу, - говорит, - дописать еще пару строф. Пусть это будет реквием…»
Здесь словно чудом сохранилась
С далеких незабвенных дней,
Землянка наша в три наката,
Сосна сгоревшая над ней.
И лес осенний и высотка, -
Все так, как было в том году.
Мне кажется, что здесь живыми
Я всех порошинцев найду.
Ошибся, видно, писарь ротный,
Бумажку выписав свою.
Они и нынче с нами вместе,
И нынче числятся в строю.
Они стоят в своей бессмертной,
В своей нетленной красоте, -
У незнакомого поселка,
На Безымянной высоте.
Источник http://koipkro.kaluga.ru/material/memory.htm
Наверное, не все знают, ГДЕ находится эта самая Безымянная высота. В 9 км от поселка Бетлица, Калужской области, Куйбышевского р-на. Каждый год 9 мая там, у землянки в три наката, проходит торжественная церемония.rnОт Москвы в Бетлицу - не поверите - ходит автобус: Москва-Бетлица!
В песне: "Нас оставалось только трое".
На Безымянной высоте в живых осталось двое из восемнадцати бойцов, прикрывавших отход основных частей.
От ж/д станции Бетлица до Безымянной высоты около 20 км. Не знаю как сейчас, а раньше посёлок носил название Куйбышев. Отсюда - Куйбышевский р-н.
Хорошую дорогу до Безымянной высоты построили благодаря однополчанам-сибирякам. Там небольшой музей, памятник и землянка.
В первоначальном варианте песни - "...только трое...". Вероятно это связано с рифмой: ...под горою - ...трое. И в исполнении Хворостовского (см. www.pobeda.ru) "...трое...". В варианте, который на этом сайте - "...двое...". И это правда жизни, но менее правильная рифма. Не знаю что лучше. Ведь эта песня не только об этих конкретных героях. А правда жизни не всегда идеально рифмуется.
P.S.: А деревня Выское, что в восьми км от этого места - моя историческая Родина (мама там родилась и жила, и всю войну тоже).
Но может кто нибудь может прояснить почему эти 18 человек оказались на этой высоте?
Какая была задача, как развивались события?
Зачем вообще нужен был "бой не за крупный населённый пункт и не за стратегически важный водный рубеж... за маленькую высоту, которая на карте была отмечена только цифрой"?
В интернете удалось найти вот такие сведения (http://www.openclass.ru/stories/44439):
--
В августе 1943 года в дивизию прибыло пополнение — сибиряки — добровольцы, новосибирские рабочие. 1 сентября 1943 года войсками 49-й, 10-й и 50-й армии началось освобождение Куйбышевского района. Воины Красной Армии 9 сентября освободили 52 населенных пункта, противник оказывал упорное сопротивление. Боевая группа, состоящая из сибиряков, коммунистов, под командованием младшего лейтенанта Евгения Прошина должна была произвести смелую операцию — пройти в ночь на 14 сентября в тыл противника и захватить высоту Безымянную. Она господствовала над местностью и являлась ключевой позицией на подступах к Десне, а потому и укреплена была мощно: трижды опоясана траншеями с сильными огневыми средствами.
Радиопозывным этой группы смельчаков было слово «Луна».
«Луна» сообщила командованию, что высота занята. Дальше события разворачивались трагически. Следовавшую за смельчаками роту фашисты отсекли, подтянули дополнительные силы и окружили горстку наших воинов. Восемнадцать приняли бой против, в общей сложности около 300 человек, уничтожив больше ста гитлеровцев! В песне поется: «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят» Лишь в этой цифре поэт не был предельно точен. Увы, только двое, всего лишь двое остались в живых — сержант Константин Власов и рядовой Герасим Лапин. Раненые и контуженные, они чудом спаслись — Власов попал в плен, оттуда бежал к партизанам ; Лапин был найден нашими наступающими бойцами среди трупов — пришел в себя, оправился от ран и вновь воевал в составе 139-ой дивизии.
--
Оказывается это была очень важная точка: господствующая высота. И противник, понимая это, очень хорошо её укрепил. Развить успех должна была рота, следовавшая за новосибирскими добровольцами. Но фашистам удалось отсечь её и уничтожить группу.
Остался открытым вопрос: сколько времени они удерживали высоту? Когда основным силам удалось пробиться к высоте?
Не надо винить автора в неточности, переписывать "первоисточник" и петь по-разному (Кобзон, кстати пел "двое"). Ведь песня начинает как бы исполняется в момент когда бой еще не окончен, т.е. в могло быть и четыре, и пять, и т.д. Между словами "оставалось" и "осталось" согласитесь, разница присутствует. Песня потрясающая, а подвиг бессмертен!