Here you can give your opinion about this song, add new details about it, describe interesting moments related with it.
Politic discussions and / or any messages, not directly related with this song are forbidden here, please use Forum.
All such messages, as well as messages violating Forum Rules will be deleted.
Pereleski-perekati - 02:05 (496Kb) Music: Leonid Bakalov Lyrics: Yakov Shvedov Singer: Viktor Selivanov. Vokalniy oktet i trio bayanistov p/u A. V. Shilova. 1949г. Performed in 1949г. Downloads: 23798 раз
Я вижу вкус Прохожего не очень похож на вкус Сатурна, ведь песня-то самая что ни есть "солдафонская" :)
А слова, так вообще...
Перелески-перекаты край родной
На ученье шли солдаты в полдень, в зной
И лесами и полями в даль идти
Стали девушки с цветами на пути.
Ну, что-то очень напоминает мне пародийные стишки Сатурна на военные песни, то бишь "про портянки новые, про бои суровые"...
Но Прохожему такая ужасная шаблонность не мешает, и даже сам Сатурн возликовал, так как шаблонность шаблонностю, но если поет любимец, то все побоку :)
Текст и исполнитель не имеют большого значения. Для меня главное - работа композитора, то есть его умение создать мелодическую тему. И в этом смысле Бакалов - довольно-таки недюжинный талант. Его мелодические находки (зачастую не вполне "доведённые до ума") нередко оказывались как бы "отправным толчком" для других композиторов. Так, например "Дороги" ("...чуть горит зари полоска узкая...") превратились в "Под звёздами балканскими" М.Блантера, "Проспект молодости" ("...комсомольский проспект, звонкой песней воспет...") превратился в "Комсомольцы-добровольцы" М.Фрадкина, имеются и ещё примеры такого же рода.
Не вижу той параллели между "Дорогами" Бакалова и "Под звездами балканскими" Блантера, о которой вы говорите. Совсем не вижу, если честно.
А мелодия этой песни Бакалова ("Перелески-перекаты"), мне кажется, совсем не похожа не те сложные мелодии которые так любит Сатурн, а наоборот, является прекраснейщим примером "солдафонских" мелодий с фольклорными составляющими. Даже Сатурн, мне кажется, не мог привести бы лучшего примера. А само название чего стоит - прямо как будто на заказ.
А то что мелодия все равно хороша, доказывает то, что сложность и уникальность не являются самоцелью, и вообще не являются музыкальными приоритетами (а лишь личными предпочтениями), и что критерии по которым должно судить мелодию это просто ее красота, ее завершенность, и главное - мера ее способности нести в себе и передовать содержание (еше раз надо подчеркнуть - "содержание" песни это не ее текст, мелодия тоже имеет свое "содержание", которое должно быть как-то связано с текстом).
Разумеется, сложность - не синоним качества! Кажущаяся "простота" мелодии вовсе не означает, что композитору её легко сконструировать. Потому что интервалы между нотами и их последовательностями подбираются по существенно более сложным законам, чем, например, рифмы и расстановка ударений при написании стихотворных текстов. Причём закономерности построения мелодии до сих пор ещё разгаданы и изучены не полностью, какая-то часть остаётся интуитивной. Так что многое в этом деле по-прежнему зависит не только от выучки композитора, но и от его, что называется, "природного таланта".
О сходстве песни Бакалова и песни Блантера. Вот фрагменты текста, соответствующие "взаимно-похожим" мелодическим оборотам той и другой песни:
"...ой ты мать-земля родная русская..."="...хороша страна Болгария..."
Для меня Л.Бакалов представляется каким-то странным композитором. Он не создал ни одной поистине яркой песни (у Е.Жарковского и М.Табачникова хоть таких несколько). Вот Вы совершенно точно подметили, что у него много мелодийных находок, а вот "до ума" они не доведены -- как будто, какие-то недоработанные. Меня, например, просто поразила его песня "Пионерские мечты" -- там и мелодия оригинальная, и стиль исполнения тоже. А вот другие песни какие блёклые, как бы крутятся, крутятся вокруг, а в мешень попасть никак не могут. А что известно вообще о Бакалове, ув. Прохожий?
Бакалов - псевдоним. Настоящая фамилия была, кажется, Попов. Композитор был родом из уральского городка Бакал. Однако происхождение псевдонима, возможно, связано не только с этим. Ведь был когда-то популярный латиноамериканский композитор Хорхе Луис Бакалов - и, вполне возможно, псевдоним возник ещё и из "подражания".
Бакалов - действительно странный композитор. Ему буквально "чуть-чуть" не хватало чего-то, чтобы вот именно "довести мелодию до ума". Какого-нибудь пустяка, почти ОЧЕВИДНОГО мелодического хода, до которого ему так и не удавалось додуматься. Прямо какой-то "несостоявшийся Блантер".
Но всё-таки, такие его лучшие песни, как "Дороги дальние", "Играй гармонь", "Партизанская борода", "Дозорная", "Перелески, перекаты", "Четверо товарищей", "Проспект молодости", "Огоньки Владивостока", "В предгорьях Алтая" свидетельствуют о несомненном мелодическом таланте композитора. К сожалению, на сайте композитора представлена лишь небольшая часть написанных им песен:
http://kkre-2.narod.ru/bakalov.htm
"...ой ты мать-земля родная русская..."="...хороша страна Болгария..."
Да, можно если захотеть разглядеть какое-то далекое сходство, и может еще в фрагментах "Чуть горит зари полоска узкая..." и в инструментальном проигрыше в начале песни "Под звездами балканскими", и в "в серебре деревья как хрустальные" и "где-ж вы где-ж вы, где-ж вы очи карие", и еще в других фрагментах, но это ничего не значит. Есть много мелодий похожих таким образом. Надо сказать что целостность обеих мелодий не создает впечатления существенного сходства, по моему.
А мне казалось, что Бакалов - армянин по происхождению. Но это не суть важно.
Да, действительно, "Играй, гармонь" в особенности - очень хорошая песня. А вот как бы достать "Проспект молодости"? Я вообще по названию её не могу вспомнить.
Насчёт М.Феркельмана. В книге по истории советской песни музыковеда Арнольда Сохора (1959 г.) говорится о нескольких празднично-молодёжных вальсах и маршей этого композитора. Если хотите, могу перечислить. Но их нигде нет -- полностью исчезли.
Действительно, имя и отчество Бакалова - Леонид Ованесович. Хотя по поводу национальности композитора сведения противоречивые: вроде бы даже и не Попов он был, а Рабинович. Но это же и в самом деле не суть важно! В книге Б.О.Унбегауна "Русские фамилии" даётся расшифровка аббревиатуры "Бакалов" - оказывается означает сие "Бен Акиба..." (и далее ещё что-то - только вот уже не помню, поскольку книги под рукой нет).
Песни Бакалова мне, в большинстве своём, нравятся. Но, пожалуй, не столько даже каждая по отдельности, сколько СОБРАННЫЕ ВОЕДИНО - потому что именно тогда "неожиданно выясняется", что композитор-то он действительно хороший. Что он СИСТЕМАТИЧЕСКИ сочинял оригинальные, вполне качественные и прекрасно запоминающиеся мелодии!
"Проспект молодости" Вы вряд ли могли слышать: после появления песни М.Фрадкина "Комсомольцы-добровольцы" (где почти та же мелодическая тема действительно "доведена до ума"), песня Л.Бакалова оказалась прочно забытой.
Слова припева я помню, вот они:
"Комсомольский проспект,
Звонкой песней воспет,
Магистраль наших солнечных лет,
Комсомольский проспект!"
Песня бодрая, маршеобразная, звучала тоже в каком-то кинофильме - по времени это первая половина 50-х гг.
В записи В.Бунчикова иногда звучала песня Л.Бакалова "Антоновки висят" - лирическая песня, чем-то отдалённо похожая даже на песни Б.Мокроусова, но с какой-то странной и непривычной мелодикой: так не сочинял никто.
Что касается М.Феркельмана, то были у него песни на традиционные тогдашние темы: "борьбы за мир", "московско-фестивальной" и "комсомольско-молодёжной" тематики. Некоторые песни могли даже показаться в тот период и "не слишком оригинальными" (что не удивительно на фоне МНОЖЕСТВА подобных песен, принадлежавших другим композиторам). Но сейчас, в наши дни, эти песни были бы очень даже кстати. Надо искать!
Совершенно с Вами согласен, уважаемый казак! И "Дороги дальние", и "Под звёздами Балканскими" - безусловно разные песни, плагиата здесь нет. Для сравнения можно вспомнить ещё болгарскую народную песню "Гей, Балкан ти роден наш..." - где также прослеживаются элементы похожей мелодической темы.