Here you can give your opinion about this song, add new details about it, describe interesting moments related with it.
Politic discussions and / or any messages, not directly related with this song are forbidden here, please use Forum.
All such messages, as well as messages violating Forum Rules will be deleted.
Если бы я был как Вася Грозин, я бы сейчас сразу выложил пару своих интересных песен, но так как я, во-первых, преклоняюсь перед этими песнями и этими исполнителями, и во-вторых, ценю работу нахождения, оцифровки и размещения записей, то делать этого я не буду, сомнительное и мелкое удовольствие перебегать дорогу оставлю другим.
Стоит заметить, что Нечаев записал песню, думаю, лишь в середине 1960-х, т.к.
до 1961г. песня по известным причинам была запрещена. Кстати, еще ее пели
Ефрем Флакс и Георг Отс. Песня носила 2 названия:"Враги сожгли родную хату" и
"Возвращение солдата". Потом иногда ее звали "Прасковья".
" Стоит заметить, что Нечаев записал песню, думаю, лишь в середине 1960-х, т.к.
до 1961г. песня по известным причинам была запрещена."
==================================================
Если Вы эту песню "запрещали", то причины, безусловно, Вам известны.
Я же, захвативший те годы, могу предположить эти причины с большой уверенностью.
В нынешней поганой терминологии это формулируется так:
песня не соответствовала формату советских культурных институтов послевоенных лет, гуманистически ориентированных на залечивание страшных ран, нанесенных войной, в том числе, и общественному сознанию.
Я слышал эту песню в детстве в исполнении Георга Отса. Author:
Сатурн 8.05.06 10:39 Notify moderator
В его исполнении она, на мой взгляд, звучит пронзительнее и трагичнее, чем в нечаевском варианте.
Во-первых, непонятен Ваш комментарий.
А во-вторых, что Вам мешает быть "как Вася Грозин"? Выложите, пожалуйста, "пару своих интересных песен", с удовольствием послушаем!
В Воронежской обл., в райцентре Семилуки есть памятник Прасковье Щегловой - прообразу этой проникновенной песни. Имея 5 или 6 детей, в оккупированном районе она не побоялась прятать у себя в подвале раненного лётчика. Немцы узнали, лётчику удалось скрыться, а вся семья Прасковьи вмести с детьми была расстреляна. Хату сожгли. Одной дочке удалось выжить... Лётчик жил в Сибири. Его отыскали много лет спустя. Он приехал, и над могилой Прасковьи долго стоял и плакал... Как солдат из той песни... Песня родилась из этой истории. Очень проникновенная песня, и без слёз её невозможно слушать, особенно в исполнении Марка Бернеса - непревзойдённого мастера исполнения от души (вспомните песню "Москвичи" - о Серёжке с Малой Бронной и Витьке с Моховой, "Город над вольной Невой" и др.).
Да - семья из семи индивидов за одного - думаю, перебор... Author:
Миксо 22.05.10 01:12 Notify moderator
Или его ценность - семикратна? И с чего это он скрылся, подлец? Уж коли их раскрыли. Шел бы на плаху, спася семерых.
Да почитать-то можно... Но я явно не на стороне этой "Прасковьи" , угробившей ни зАчт-ни прОчто собственных детишек. А до этого подвергшей их целенаправленной опасности (или она в блаженном неведении относительно ситуации пребывала? Глупость - всегда прискорбна). Лучше бы летчика угробила. Мое мнение. Такое обывательское.
ъъ. Будь я ее угробленным сыном - я бы ей на том свете припомнил "благодеяние"
"Я русский обыватель, / Я просто жить хочу"?
Агрессивный к тому же, если призывает гробить собственных солдат.
С такой ущербной логикой посоветую: если вас самого "кокнут", пеняйте на себя
С такой ущербной логикой посоветую: если вас самого "кокнут", пеняйте на себя
++
Это да. Но как быть детям пресловутой Прасковьи? Кому им на том свете за свою непрожитую жизнь претензии предъявлять, не подскажете?
Они ведь родились, и жили бы - не будь того летчика на их младенческом жизненном пути
Мысли непонимающего высокое геройство и пытающегося его принизить...
/// Это да. ////
Что "да"? Согласны?
"Война всех против всех" - это ваш невысказанный идеал?
/// Они ведь родились, и жили бы - не будь того летчика на их младенческом жизненном пути ///
Опять логика буксует.
Кто первичен - лётчик или пришедшие с войной немцы?
Опять логика буксует.
Кто первичен - лётчик или пришедшие с войной немцы?
++
Не так важно, кто первичен и за кем "сермяжная правда"; в той ситуации - уже сложившейся именно так, как она сложилась - более важно, кто послужил, так или иначе, катализатором. Отдай себя на растерзание, а не спасай свою жалкую шкуру, зная, что твоим спасителям воздадут по полной - глядишь, кто-то из невинных бы и спасся (хотя не факт, но все же). Так нет. Ну, проливай крокодильи слезы тогда
так вроде сказали же - их обнаружили и летчик при этом (при обнаружении, когда стало ясно, что не выгорело) смог сбежать, а остальные были обречены... Может, я что не так понял, конечно
А что касается момента от укрытия раненого до обнаружения - есть такое понятие: оправданный и неоправданный риск. Думаю, что матери семейства с 6-ю детьми рисковать их жизнями в таковом ключе не пристало.
А как вам то, что эта песня уже "родными" властями значительное время запрещалась? Вот вам и сермяжная благодарность за шестерых загубленных младенцев....
Запрещалась песня не за это.
"Оправданный риск или не оправданный" это уже лучше.
А то раньше вроде полагал что она как будто ТОЧНО знала, что фашисты все узнают.
Ну вот и вопрос: если проценты 60 что фашисты не узнают на 40 что узнают, или 70 что не узнают на 30 что узнают, итд... что бы ты сделал? Спас бы человека или нет?
Первое: а за что она запрещалась в этом королевстве кривых зеркал, СССР?
"Не за это" - не за то, и за что запрещалась?
Ну вот и вопрос: если проценты 60 что фашисты не узнают на 40 что узнают, или 70 что не узнают на 30 что узнают, итд... что бы ты сделал? Спас бы человека или нет?
+++
Что я бы лично сделал в этом случае? Ну. если отбросить эмоции родственных отношений, и рассуждать строго логически...
Логика подсказывает, что в таковом случае, совершенно беспристрастном, когда жизнь собственного дитяти или собственная жизнь нисколько не ценнее жизни постороннего индивида, пусть и союзника - соотношение порядка 7:1. Т.е. жизнь летчика оценивается процентов в 14, остальное, против него. Наверное, эта пресловутая Прасковья Щеглова логику не изучала? Ну. что ж делать?
Не ее вина , очевидно, в ее необразованности - но и нее козырь, тем более
Миксыч, когда дело идет о сложных моральных вопросах, и тем более вопросах жизни и смерти, логические выкладки не всегда так просты.
Если у тебя есть возможность спасти человека ценой своей жизни - ты бы спас? А где логика? А если бы ты увидел тонущего ребенка, и знал что у тебя есть 30% на его спасение и 70% что вы оба утонете - попробовал бы спасти? А логика?
Кроме того, есть детали которых мы не знаем, может она не верила что даже если немцы узнают, они все таки расстреляют всех ее детей. Может она надеялась на что-то чего мы не знаем. Может она знала что не смогла бы вынести мысли что не попробовала помочь человеку. Может он должен был остаться у нее на меньшее время, но почему-то не смог убежать раньше, итд.
Что это тебе чешется вывести женщину дурой? Прям невмоготу...
Если у тебя есть возможность спасти человека ценой своей жизни - ты бы спас? А где логика? А если бы ты увидел тонущего ребенка, и знал что у тебя есть 30% на его спасение и 70% что вы оба утонете - попробовал бы спасти? А логика?
Кроме того, есть детали которых мы не знаем, может она не верила что даже если немцы узнают, они все таки расстреляют всех ее детей. Может она надеялась на что-то чего мы не знаем. Может она знала что не смогла бы вынести мысли что не попробовала помочь человеку. Может он должен был остаться у нее на меньшее время, но почему-то не смог убежать раньше, итд.
Что это тебе чешется вывести женщину дурой? Прям невмоготу...
++
Трудно сказать... Вообще, с человеческой точки зрения, ты, казак, вроде бы прав. Но: кто сказал, что человеческая точка зрения в большинстве базируется на логике?
Что касается меня.. 30 на 70... Что-то стремно... Хотя, опять же с точки зрения логики - если хотя бы один из нас выживет, или оба умрем - ( тот-то умрет без моей помощи в любом случае) - получается процентное соотношение 66:33 вроде, или 2:1. Это в идеальном случае, если мы все плавает одинаково хорошо (а почему он тогда тонул?), и если я ценю свою жизнь не больше, чем жизнь другого (на практике - практически невероятный случай).
Так примерно.
Что касается наседки с 6-ю цыплятами - разум мне подстказывает, что это не тот случай. Я говорил уже, что по этой же логике, соотношение порядка 14:86. Хотя, наседка (куриная) глупа, конечно. Но - она и не бросится никого спасать. Даже своих, очевидно. Может, и по глупости, я не спорю.
А почему тебе невмоготу выставить дуру - дурой?
Я уже сказал - мы не знаем достаточно деталей в этом конкретном случае чтобы судить точно.
С точки зрения челоовеческой я ценю ее подвиг. А ты что-то слишком быстро на нее нападаешь. Ужасно хочется что-ли?
++
С точки зрения человеческой я вижу, что она загубила своих 6 (!) детей. Которые, при иных дейчствиях с ее стороны, скорее всего остались бы жить. Мало ли людей, переживших оккупацию, оставшись при том в живых?
Не дура ли, в таковом случае?
Подсказка: очевидно, имея столько душ на своем иждивении, надо быть значительно более щепетильной и осторожной в действиях, чем любой другой человек, отвечающий только за себя. Ибо, ты отвечаешь за 6-рых, помимо себя, причем недееспособных и всецело зависящих от тебя.
...только вот при чём здесь конкретная песня и музыка в целом - опять не совсем понятно. Рамки форума некоторым меломанам уже стали узки, и жутко любопытно - если каждое произведение комментировать и анализировать с точки зрения г-на Миксо, во что превратятся "Комментарии"?
Миксо, ты сейчас повторил то с чего начал дискуссию. Я же думал мы немного продвинулись по некоторым точкам. Например:
1) Моральная оценка не всегда точно параллельна логическим выкладкам.
2) Мы фактически не знаем деталей происшедшего. Чего же кулаками махать? Это несерьезно.
3) Отношение между оценкой результата решения и оценкой его правильности не транзитивно, т.е - решения нельзя судить только по их результатам - результат может выйти плачевный, но это не значит автоматически что решение было настолько же неправильно - можно выбрать самое правильное решение на данный момент, а в конце концов "проиграть", и наоборот.
Так что хватит уже пену пускать. Ну не нравится лично тебе ее поведение - так и дуйся себе с фигой в кармане.
Рамки форума некоторым меломанам уже стали узки, и жутко любопытно - если каждое произведение комментировать и анализировать с точки зрения г-на Миксо, во что превратятся "Комментарии"?
++
Ну почему уж - "если каждую песню анализировать с точки зрения г. Миксо"? Абсолютное большинство советских песен у меня никаких нареканий не вызывает, наоборот - я приветствую их мощную энкергетику и мелодику, ни чету нынешней, как где-то тут уже было сказано (впрочем, едва ли это заслуга именно советской составляющей - скорее, просто результат эпохи, вектор развития (быдло)человечества). Есть периоды расцвета, есть периоды упадка, очевидно. Наверняка, это циклический процесс. Не знаю, кстати, эти циклы с общим трендом в деградацию, или наоборот. Для этого надо анализировать слишком большой промежуток времени, что едва ли возможно. Знаю одно: сейчас - период упадка.
"Римская империя времени упадка...."
Про песню "враги сожгли родную хату" тоже ничего плохого сказать не мог - точнее , и сейчас не могу, но именно про песню, но не про породивший ее сюжет. Если то, что сказано о нем, правда.
Ну, во-первых, исполнение Нечаева далеко не лучшее, он даже слова песни врет, а классическим исплнением это песни является исполнение ее Марком Бернесом – именно его ценили ветераны той войны.
Так вот это отрывок из евтушенковской «Антологии…»:
«И, наконец, в сорок пятом году Исаковский написал свое самое пронзительное стихотворение «Враги сожгли родную хату…», воплотившее всё то, что чувствовали десятки, а может, и сотни тысяч солдат – освободителей Европы, да вот не освободителей самих себя. Стоило всего лишь один раз прозвучать по радио этой песне под названием «Прасковья», как она была со скандалом запрещена для дальнейшего исполнения, хотя люди писали на радио тысячи писем с просьбой ее повторить. Однако «вино с печалью пополам» пришлось не по вкусу обессердечившимся от усердия цековским и пуровским проповедникам оптимизма. Запрет длился полтора десятилетия, пока в 1960 году Марк Бернес не отважился исполнить «Прасковью» во Дворце спорта в Лужниках. Прежде чем запеть, он глуховатым голосом прочел, как прозу, вступление: «Враги сожгли родную хату. Сгубили всю его семью». Четырнадцатитысячный зал встал после этих двух строк и стоя дослушал песню до конца. Ее запрещали еще не раз, ссылаясь на якобы возмущенное мнение ветеранов. Но в 1965 году герой Сталинграда маршал В.И. Чуйков попросил Бернеса ее исполнить на «Голубом огоньке», прикрыв песню своим прославленным именем. Песня не сделалась массовой, да и не могла ею стать, но в драгоценном исполнении Бернеса, которого критики ядовито называли «безголосым шептуном», стала народным лирическим реквиемом.»
Это песня о муже- солдате, вернувшемся после войны домой, а вместо дома нашедшего могилу жены:
«Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой...
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить – за упокой!
Сойдутся вновь друзья-подружку,
Но не сойтись вовеки нам!..»
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.
Он пил – солдат, слуга народа –
И, с болью в сердце, говорил:
«Я шел к тебе четыре года...
Я три державы покорил!..»
Вся та история о неизвестной Прасковье, ее погибших детях и спасенном летчике к этой песне никакого отношения не имеет, это только еще одна легенда вокруг нее. Вот что пишут об историии ее создания на сайте Олега Погудина: http://oleg-pogudin.elegos.ru/forum/18-333-1
Лучшим считаю исполнение этой песни Марком Бернесом. То, как он просто, даже несколько разговорно, как рассказчик, передает смысл этой песни - трудно повторить.
Вот что пишет преподаватель русского языка иностранным студентам в своем ЖЖ:
"
- “И пил солдат из медной кружки вино с печалью пополам”. А, я понял! – говорит Чжао Минхай. – Это значит, печаль там присутствовала как второй человек, и он пил с нею вместе.
- Нет. Это значит, что половина ж-и-дкости в кружке была вином, а другая половина была печалью, – разочаровываю я его.
- Этот певец… ну, как бы вам объяснить? Говорит по-русски лучше, чем я.
У студентов полный ступор.
- Как – лучше, чем вы?
- Ну, я не так выразилась. У него так называемая старшая московская норма. Так говорили раньше, и это очень красиво. Долгое время это считалось совершенно необходимым для актёров театра и кино. Слышите, он произносит ти[хы]й, [м’э]даль, не сойти[c], катила[c], c[в’э]тила[c], несбывших[са]? Это высший класс. А у меня младшая московская норма. Кстати, из-за того, что у него старшая норма, я и не знаю, что имеется в виду – “поставь в избе широкой стол” или “поставь в избе широкий стол”. В его произношении это сливается. В моём различалось бы. Я могу нарочно говорить так же, как он, но обычно не говорю. Поэтому послушайте хоть его внимательно.
С благоговением слушают.
- “Хмелел” значит ‘становился всё более и более пьяным’. Ну, его можно понять. Что касается медали за город Будапешт... (объясняю про бои за Будапешт).
Чжао Минхая вдруг прорывает:
- У нас нет ничего подобного! Никакой нет подобной песни в китайском! Ничего такого нет!!
Я понимаю, что он имеет в виду. Такой балладный жанр, с такой сумасшедшей информативной насыщенностью и конкретными привязками к реалиям.
- Ну неужели нет? – говорю я. – Вы подумайте – может, что-нибудь всё-таки есть. В конце концов, ну, нету – и бог с ним.
-Нет, нет, ничего такого нет! – потрясённо повторяет Минхай, и совершенно уже никак не получается в тот же день и на том же уроке впихнуть в студентов ещё и грамматику, ради которой всё это затевалось: некого /нечего (некуда пойти, некому сказать, не с кем поговорить, некому встретить...).
"
http://willie-wonka.livejournal.com/546201.html
Кстати, интересная деталь:
первый исполнитель этой песни Владимир Нечаев записал эту песню на радио под названием "Песня солдата" впервые в 1946 году, причем дважды: сначала под аккомпанемент Блантера, а затем с трио баянистов (разница в 20 номеров)