Честно говоря, ситуация не без интрижки. Удивительно, что никто кроме меня не откликнулся. Не верю, чтобы никогошеньки такая вещь не интересовала. Значит, думаю, Вас бойкотируют. Интересно, почему?
пластинки с обломанными краями - оптическое сканирование поверхности Author:
Прохожий 15.06.10 07:06 Notify moderator
Технология, описание которой вынесено в заголовок, позволяет получить не "три куплета" с повреждённой платинки, а "почти четыре" (конечно, полученная фонограмма будет прерываться периодическими "молчащими" фрагментами (длительность которых будет убывать по мере приближения к неповреждённому центру диска) - но это открывает возможность последующего заполнения этих "пустот" - если только где-нибудь найдётся пластинка, ПОВРЕЖДЁННАЯ НЕ ТОЧНО НА ЭТОМ ЖЕ САМОМ УЧАСТКЕ. Причём сама случайная природа такого дефекта (т.е. дефекта, заключающегося в отломе края пластинки), позволяет с большой вероятностью надеяться, что другой "битый" экземляр даст возможность заполнить эти пробелы.
Факт существования в мировой практике специального дорогостоящего оборудования для оптического сканирования поверхности виниловых пластинок упоминался где-то мимоходом на сайте Николая Кружкова. С тех пор прошло несколько лет, и вполне возможно, что за это время технологии могли стать дешевле и доступнее (но у меня нет информации об этом, поиск в Интернете из-за слишком медленной скорости для меня довольно сложная задача).
можно делать и на обычной аппаратуре. Существует несколько способов.
Первый (если иглу проигрывателя не жалко): игла периодически опускается на пластинку со сколом вручную. Все, что удастся переписать в области скола, потом монтируется на компьютере.
Второй способ: аналогичен предыдущему, но подъем/опускание звукоснимателя производится автоматически, с помощью фотодатчика, реагирующего на скол. Если пластинка не коробленная, способ должен дать неплохие результаты.
Третий способ: "наживить" недостающий кусок, например, из пластика для лепки.
В первых двух случаях, в зависимости от величины скола, в фонограмме будут утраченные куски, но их можно экстраполировать или взять из "целых" участков фонограммы.
Безусловно, все эти "классические" способы снятия фонограммы (а особенно в сочетании с появившимися возможностями последующей компьютерной обработки) дают тоже неплохие результаты. Хотя успех зависит в первую очередь от тщательного (методом проб и ошибок) подбора режимов проигрывания оригинала.
Оптическое сканирование дорожек (в уже совсем недалёком будущем) позволит полностью уйти от разнообразных "промежуточных инстанций" (каждая из которых неизбежно вносит свои помехи) - несовершенство иглы, плохая центровка диска, загрязнённость и "запиленность" дорожек, неравномерность вращения диска и т.п. Именно в случае оптического сканирования последующее "сведЕние воедино" нескольких фонограмм обещает быть наиболее качественным, в идеале приближающимся к тому качеству, которое имела ТОЛЬКО ЧТО ОТПЕЧАТАННАЯ пластинка с этой матрицы.
Теоретически, установку для оптического воспроизведения грампластинок можно собрать и дома. Но стоит ли игра свеч ради пары "побитых жизнью" дисков?
Кстати, "плоское" сканирование особо делу не поможет. Наилучший вариант - получение объемной модели дорожки пластинки, причем очень высокого разрешения. В этом случае появится возможность идентификации пыли и грязи в канавках, а также удасться смоделировать воспроизведение виртуальной копии пластинки виртуальной иглой с любой заточкой.
Подобные методы используются в зарубежных лабораториях звукореставрации. Когда эти аппараты и соответствующее компьютерное обеспечение появятся в домах российских коллекционеров - открытый вопрос.
Таким образом, на мой взгляд, целесообразнее сейчас не уповать на светлое будущее с пластиночными сканерами, а пытаться извлечь фонограмму с диска доступными способами.
"... "плоское" сканирование особо делу не поможет. Наилучший вариант - получение объемной модели дорожки пластинки, причем очень высокого разрешения. В этом случае появится возможность идентификации пыли и грязи в канавках, а также удасться смоделировать воспроизведение виртуальной копии пластинки виртуальной иглой с любой заточкой..."
=========
Я ведь именно ВСЁ ЭТО и имел в виду! В таком случае даже "безнадёжные" (по состоянию на сегодняшний день) экземпляры редких пластинок могут привнести свой "информационный вклад" в воссоздание первоначальной матрицы (я не буду писать о вейвлет-анализе и других современных методах фильтрации сигналов).
Разумеется, "светлое будущее" - это всё-таки пока что будущее. И сейчас реставраторам надо работать теми методами, которые реально есть в доступе.
"Пара "побитых жизнью" дисков"" - увы, иногда это всё, что осталось от тиража пластинки. Коллекционеры, несомненно, знают множество примеров.
Вот, например, пластинка "У контрольной будки" (это не песня, а реприза в разговорном жанре, 1942 г). Я эту пластинку видел как-то раз на помойке в конце 70-х гг, кем-то выброшенную, размокшую под проливным дождём и ТОЛЬКО ЧТО расколотую на мелкие кусочки ребятишками. Подбирать и восстанавливать не захотелось - слишком уж беспощадно, несправедливо и безграмотно была повреждена пластинка.
"... хотя на поиск могут уйти годы и десятилетия..."
===========
Вот именно! При том, что пластинка 1934-40 г. на чисто технологическом уровне потенциально мало чем отличается от пластинки середины 50-х гг! Те же 78 оборотов, почти та же записывающая и воспроизводящая аппаратура, немного хуже только материал пластинки (шеллак), да ещё качество при изготовлении (изношенные матрицы, плохая центровка). Основная проблема - именно проблема сохранности. Достаточно большое число пластинок 50-х гг (даже так называемых "артельных") при желании можно найти в очень неплохом качестве. Но пластинок довоенных - просто исчезающе мало.
Следует отметить, что звучание неигранных довоенных пластинок отличается от звучания неиграных дисков 1950-х годов (аппаратура и методы записи все-таки разные). По-разному звучат разные тиражи одних и тех же записей.
Встретится ли тот или иной диск, довоенный, военный или послевоенный, зависит от разных факторов. Это и тиражность, и место выпуска, и последствия войны, и популярность и доступность пластинки на момент ее производства...
Существуют пластинки 1950-х годов, которые практически никогда не встречаются, и довоенные лениградские пластинки, которые попадаются несколько раз в месяц.
Да, прямой и однозначной взаимосвязи между давностью выпуска, качеством и редкостью пластинки, конечно, нет.
Вот, например, одна из первых песен Г.Пономаренко "Золотаюшка". Считалось, что она может найтись только в радиоархивах (исполнил песню Л.Кострица). Но оказалось, что существовала и пластинка - практически неизвестная даже коллекционерам (об этом в своё время рассказал в своей радиопередаче И.Макаров, где эта песня, наконец, прозвучала - причём именно с найденной коллекционерами пластинки, а не из архивов радио).