Here you can give your opinion about this song, add new details about it, describe interesting moments related with it.
Politic discussions and / or any messages, not directly related with this song are forbidden here, please use Forum.
All such messages, as well as messages violating Forum Rules will be deleted.
Вариантов «Аделиты» много. Но такой, как на этой страничке, мне еще не попадался.
Сходство с «Маршем веселых ребят», конечно, есть, только надо слушать песню до конца.
С момента 1 минута 20 секунд до 1 минуты 43 секунд и с 2 минут 31 секунды до конца в этом файле звучит каноническая мелодия «Аделиты». В этой мелодии есть 5 нот («И любят песню де…» или «И тот, кто с песней по…»), интонация которых, собственно, и составляет «Марш веселых ребят» и которая стоила нервотрепки авторам «Веселых ребят», потому что в 1935 году в плагиате «Литературная газета» обвинила и Александрова, и Дунаевского, и Кумача, как известно.
Вариант песни, предложенный на этой страничке, даже начинается вступлением, очень похожим на зачин Дунаевского: движение идет из нижней тоники в верхнюю. Но у Дунаевского мелодия идет по мажорному трезвучию, а здесь по другому аккорду, первым интервалом которого является чистая кварта, а не малая терция. Но это именно вступление, потому что в куплетах (в этом файле) мелодия зачина уже другая, такая же, как и в голливудском варианте, например. И мелодия эта (мелодия канонической «Аделиты») движется в начале по мажорному трезвучию, но не в верхнюю тонику, как у Дунаевского, а всего лишь в пятую ступень, в доминанту, откуда делает шажок вниз — это и есть тема «Аделиты», совершенно не похожая на тему «Марша веселых ребят», как ни крути, но в кульминации мелодия «Аделиты» и Дунаевского совпадает в указанных пяти нотах. А кульминация в «Аделите» — это ударный, шлягерный элемент. Дунаевский интонацию этого элемента использовал в каждой фразе своего марша, т.е. 8 раз в 16 тактах, т.е. «коэффициент шлягерности» = 0,5.
А в голливудском варианте, например, эта интонация встречается 2 раза в 24 тактах периода. Таким образом, Дунаевский в 6 раз «шлягернее» -:)). Он в двух куплетах марша слушателям этой интонацией все уши прожужжал. И то после этого находятся великодушные люди, говорящие, что между «Аделитой» и «Маршем» нет ничего общего. (Я понимаю: «С Дона выдачи нет»).
Ну, ладно, я, как всегда, пишу скучные вещи.
Может быть, у кого-нибудь есть «Аделита» в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски им. Александрова? Это исполнение должно быть на пластинке: «КрАППСА исполняет песни народов мира». Запись эта была на каком-то зарубежном сайте, но там для скачивания нужна регистрация, а меня почему-то не захотели регистрировать. А в моей горбиблиотеке в каталоге пластинка КАППСА значится, но на полке отсутствует.
А еще хотелось бы посмотреть ноты этой «Аделиты». Они были опубликованы в каком-то сборнике народных песен, и этим сборником, как утверждают знатоки, пользовалась экспертная комиссия, рассматривавшая «дело о плагиате» в «Веселых ребятах». (Рассматривала то, чего нет, и естественно, ничего не нашла).
«Аделита» симпатичная песенка. Времен мексиканской революции, опять-таки. Но до «Марша» Дунаевского ей далеко.
Не берусь спорить со специалистом, т. к. "консерваториев" (а также музыкальной школы и даже подготовительной группы в детском саду) не кончал. Вы, конечно, правы: указанное Вами сходство есть, хотя в словесных отрывках Вы привели слогов не на 5 , а на 6 нот, да и повторов я насчитал 7, так что "коэффициент шлягерности" - 0,4375. Но не в этом дело. Надо ли вытаскивать из "тьмы веков" умершие злые наветы на наши старые добрые песни. Подобного рода "плагиатов" можно насчитать за всю историю музыки, наверно, не одну тысячу, а Дунаевский остается Дунаевским. И песни, несмотря на эти 5 нот, совершенно разные. В Вашем же посте, по-моему, просматривается плохо скрытая издевка - хорошо, если я ошибаюсь.
По поводу записи КрАППСА попробуйте обратиться на форуме к людям, которые знают об ансамбле почти все: тов Лифанову, Денису Модзелевскому, Константину Вершинину, т. к. они могли пропустить эту ветку.
Слоги Вы тоже посчитали верно, их пять, я просто опечатался по инерции: «..любят песню де…» или «…тот, кто с песней по…». «Коэффициент шлягерности», конечно, шуточный, но равен он, по моим подсчетам, именно 0,5. Хотя Исаак Осипович, скорее всего, возмутился бы, если бы его песню назвали шлягером. В шлягере очень часто бывает очень невнятный, неинтересный по мелодии запев, который потом окупается «убойным», легко запоминающимся припевом, чего никак не скажешь о песнях Дунаевского, по крайней мере, о лучших. (А «Аделита», особенно голливудская, по этому признаку как раз и есть шлягер).
Кстати, хочу исправить еще одну ошибку, допущенную мной. Вступление к мелодии «Аделиты», представленной на этой страничке (насколько я могу понять, это вообще песня о песне, хотя слова не сравнивал с другими вариантами), так вот, вступление движется не от тоники к тонике, а от звука на кварту ниже тоники к доминанте, как и положено у всех «Аделит». Если же отбросить первый звук вступления, то получаем просто каноническую мелодию этой песни. Кстати же, это вступление похоже на «Кукарачу», хотя и начинается из-за такта. (А не к стати, в этом варианте песни есть и другие мотивы, перемешанные, как в компоте. Например, «цитата» из «Вернись в Сорренто», если я не перевираю название).
Вы пишете:
-----------
«Надо ли вытаскивать из «тьмы веков» умершие злые наветы на наши старые добрые песни. Подобного рода «плагиатов» можно насчитать за всю историю музыки, наверно, не одну тысячу, а Дунаевский остается Дунаевским. И песни, несмотря на эти 5 нот, совершенно разные. В Вашем же посте, по-моему, просматривается плохо скрытая издевка – хорошо, если я ошибаюсь».
---------------
Во-1-х, 75 лет не такая уж тьма. Во-2-х, в других ветках, на страничках Дунаевского, если не ошибаюсь, посетители поднимали эту тему и никто их не одергивал. А писали они, если правильно помню, чуть ли не ерунду. В-третьих, объективное сходство все равно присутствует и не присутствовать не может. В-4-х, народ эту тему обсуждает и без меня и без Вас и не все люди враждебно настроены по отношению к Дунаевскому, но многие из них, поняв, что сходство реально существует, огорчаются. Потому что не могут объяснить этот феномен самостоятельно и влетают в колею, протаптывать которую начали недоброжелатели Дунаевского в 1935 году — «плагиат» и т. п. Я же пытаюсь этот феномен объяснить просто особенностями человеческого восприятия. Не могу понять, что обидного может быть в подобном объяснении для Дунаевского или его поклонников. В-5-х, можно ведь просто удалить мой пост и вышвырнуть меня за шкирку. Я бы огорчился, но не возражал, потому что я "зверь" дисциплинированный.
Ну и, наконец, издевка. В адрес ДУНАЕВСКОГО ОТ МЕНЯ? Как говаривал старина Рабинович: не дождетесь. И я надеюсь, что Вы не сочтете мой ответ за издевку, да еще плохо скрытую. Есть у меня один недостаток: люблю «гыгыкать». И даже близких своих раздражаю, не то что участников форума.
Наверное, сходство данных песен - это не та тема, которую следовало обсуждать в этой ветке, посвященной все-таки «Аделите», а не Дунаевскому, да еще так занудно. Но злых намерений у меня не было.
И всё же еще несколько слов. По поводу шлягерности, запоминаемости и бестактности.
«Аделиту» ведь в Советском Союзе никто не скрывал от слушателей. По крайней мере в моем детстве она звучала, и даже кто-то говорил (на телеэкране), что она родственница нашего любимого «Марша». (И в музыкальной школе мы пытали на эту тему нашу учительницу сольфеджио. И она сказала, что слышала «Аделиту», но напеть нам не смогла, забыла, говорит, тему. И мы еще смеялись над ней, дескать, это вам, Галина Ивановна, не двойки нам за диктанты ставить.) Например, «Аделита» звучала в фильме «Да здравствует Мексика!» Эйзенштейна и Александрова (1979) и в фильме «Красные колокола. Мексика в огне» (с названиями у меня проблема, забываю их часто) Сергея Федоровича Бондарчука. Оба эти фильма я видел. Песню там слышал. Близкие мои, узнав, что она «похожа» на «Марш», недоуменно пожали плечами, и не потому, что глухие. Я слышал, но я НЕ ПОМНЮ ТЕХ ВАРИАНТОВ «Аделиты». Хотя на отсутствие музыкальных способностей не жалуюсь.
Похожим на «Марш» является именно голливудский вариант из-за особенностей его преподнесения публике композитором, оформлявшим фильм «Вива Вилья!» (по-моему, это был Херберт Стотхарт, но это неважно). Всему виной было вступление, начинающееся теми самыми «убойными» пятью нотами. Дальше московская публика (элитная, кстати сказать, на Московском фестивале) и слушать, видно, не стала, по крайней мере, Безыменский. Этот вариант и сейчас вертится на ютубе, и Вы его, конечно, знаете.
Что же касается места, которое «заняла» «Аделита» в творчестве Дунаевского, то эту тему серьезные музыковеды обходят стороной, видимо, резонно — как ни крути, оказываешься бестактным по отноше
Сообщение отредактировано модератором lake 28.04.2009 16:49
Прошу прощения, не учел, что бесконечных постов не бывает.
Что же касается места, которое «заняла» «Аделита» в творчестве Дунаевского, то эту тему серьезные музыковеды обходят стороной, видимо, резонно — как ни крути, оказываешься бестактным по отношению к композитору. И поднимать ее, вероятно, могут лишь или злопыхатели, или дилетанты, или любители жареных фактов. Я не первый, и не третий. Следовательно, я второй, поскольку консерваторий за плечами тоже не имею, хотя мне и советовали туда поступить. А подробности этой истории меня интересуют до сих пор потому, что когда-то у меня была мечта облечь всё это в более или менее художественную форму (жизнь Дунаевского), но, видимо, не судьба.
С уважением и наилучшими пожеланиями сайту. И с благодарностью администратору за присланные (уже давно) диски с песнями. Мне, как Остапу Бендеру, песни были нужны «все и сразу».
Как злопыхатель, дилетант и любитель жаренных фактов поднимаю опять вопрос о плагиате.
У себя на страничке в жж собрал подборку разных исполнений Аделиты, в т.ч. и, как говорят, 1917 года. Хотелось бы услышать об отличиях.
http://man-with-dogs.livejournal.com/676832.html
Что не проходит по формату в этом форуме, можно ответить у меня в посте (регистраций не требуется).