"Главная проблема здесь в том, конечен ли сам исторический процесс. Если Вы считаете, что да, то вопросов больше нет."
====================================================================
Конечно, перспектива отсутствия вопросов довольно заманчива, но правда превыше всего. :-)
Исторический процесс не конечен. Установление институтов справедливого общественного порядка вовсе не означает Конца Истории. Оно означает начало принципиально иного этапа в развитии человеческого сознания. Разве социалистическое общество не имеет проблем? Разве наука (включая и общественную науку) перестаёт существовать при социализме? Нет. Социализм только освобождает человеческий разум, создаёт условия для постепенного, социально-полезного научно-технического и духовного прогресса. Что же касается Конца Истории как триумфа Абсолютного Разума - то это настолько дальняя перспектива, что обсуждение конечности или бесконечности Истории в этом смысле становится чистой схоластикой.
Сергей, скажите, зачем нужно знание исторических фактов? Это занятие типа коллекционирования этикеток от спичечных коробков?
-----------------------
История имеет три функции: познавательную, мировоззренческую и прикладную.
На дня перечитал "Тараса .." и "Размышления о Божественной литургии". Удивительно ясный и красивый слог. Рифмы нет, а поэзия в кождом предложении, слове. Дар Божий славянам наш Гоголь!
Кстати! Перечитав "Тараса Бульбу", пришел к выводу, что сия повесть является одним из первых антисимитских произведений, исходя из Гоголевской терминологии на страницах этого бессмертного произведения. СВ.
//Перечитав "Тараса Бульбу", пришел к выводу, что сия повесть является одним из первых антисимитских произведений, исходя из Гоголевской терминологии на страницах этого бессмертного произведения//
Вообще-то там этого совсем немного. Чем это объяснить? Да тем, что там это имеет скорее религиозные особенности. Да и казаки в то время обладали что ли какой-то сверхвысокой культурой?..
Ну, такие темы есть ещё и у Пушкина, и у Достоевского...
Конечно Вы правы! Просто в школьные мои годы, вопрос этот так остро не обсуждался, синагог и мечетей не взрывали, полномасшабная война на Синае не велась и на данном аспекте внимание не акцентировалось. Сейчас же, если подобные высказывания и эпитеты позволит себе не Гоголь, то думаю ему мало не покажется. Потому и поделился своим "свежим" наблюдением. СВ.
Только что посмотрел Тараса Бульбу в кинотеатре. Фильм просто замечательный, пожалуй это лучшее, что было снято в современном российском кино, и даже сравним с лучшими советского фильмами.
Богдан Ступка в роли Тараса - выше всяческих похвал, такое ощущение что всю жизнь действительно прожил в Сечи.
Сцена казни Остапа - самая сильная в фильме, а после "Слышу сынку, слышу" я вообще не мог отойти минут 5. Жестокости, крови много, но она оправдана, без нее фильм был бы уже не тем.
В общем огоромное спасибо Николаю Васильевичу за такую повесть, по которой был снят такой замечательный фильм.
Про казнь Остапа))))
Гоголь не стал обременять читателя описанием казни Остапа, но Бортко решил исправить эту, по его мнению, ошибку писателя. Что за неуместная стыдливость, правда? «Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. Они были порождением тогдашнего грубого, свирепого века…»
Согласен во многом с этой рецензией: http://www.ng.ru/culture/2009-03-26/8_gogol.html
Вот потому я и не смотрю не только "Адмиралов", но и вроде бы положительных произведений Бортко и вообще экранизаций последнего почти полустоления.
Потому что маловероятно выдержать художественный уровень первоисточника.
А уж натурализация жестокостей - это веяние совсем нового времени. Молодежь не понимает или пренебрегает высшим даром богов людям (как говорил Тургенев, ссылаясь на древних греков), важным особенно в искусстве, - чувством меры.