Поиск   По    
About Site news Songs on CD Email Forum Links Русский
 Our Top Twenty
 Last Updates
 Alphabetical list
 Internationale
 Revolutionary
 Motherland
 Labour songs
 Che Guevara
 Soviet cities
 About sea
 Sport songs
 Komsomol songs
 Pioneer songs
 Soviet Leaders
 Military marches
 Lyrics about war
 Speeches
 Forgotten songs
 Soviet posters
 Samodeyatelnost

Site news by e-mail:
 





Привет форумчанам
"Soviet Music" Forum

    This forum is intended for discussing Soviet Music and Soviet Era. Offtopic and messages that violate Rules of this Forum will be deleted.


BACK
Topic
Мнение о стихотворении 1928 г.
Author: Сатурн     16.01.10 12:03  Notify moderator

Интересно мнение не только о самом стихе, но и о его содержании.


Алексей Эйснер

КОННИЦА

Толпа подавит вдох глубокий,
И оборвется женский плач,
Когда, надув свирепо щеки,
Поход сыграет штаб-трубач.

Легко вонзятся в небо пики.
Чуть заскрежещут стремена.
И кто-то двинет жестом диким
Твои, Россия, племена.

И воздух станет пьян и болен,
Глотая жадно шум знамен,
И гром московских колоколен,
И храп коней и сабель звон.

Но вот - леса, поля и села,
Довольный рев мужицких толп.
Свистя, сверкнул палаш тяжелый,
И рухнул пограничный столб.

Надменный лях коня седлает,
Спешит навстречу гордый лях.
Но поздно. Лишь собаки лают
В сожженных, мертвых деревнях.

Греми, суворовская слава!
Глухая жалость, замолчи…
Несет привычная Варшава
На черном бархате ключи.

И ночь пришла в огне и плаче.
Ожесточенные бойцы,
Смеясь, насилуют полячек,
Громят костелы и дворцы.

А бледным утром - в стремя снова.
Уж конь напоен, сыт и чист.
И снова нежно и сурово
Зовёт в далекий путь горнист.

И долго будет Польша в страхе,
И будет долго петь труба, -
Но вот уже в крови и прахе
Лежат немецкие хлеба.

Не в первый раз пылают храмы
Угрюмой, сумрачной земли,
Не в первый раз Берлин упрямый
Чеканит русские рубли.

На пустырях растёт крапива
Из человеческих костей.
И варвары баварским пивом
Усталых поят лошадей.

И пусть покой солдатам снится, -
Рожок зовет: на бой, на бой!..
И на французские границы
Полки уводит за собой.

Плывут багровые знамёна.
Грохочут бубны. Кони ржут.
Летят цветы. И эскадроны
За эскадронами идут.

Они и в зной, и в непогоду,
Телами засыпая рвы,
Несли желанную свободу
Из белокаменной Москвы.

И в искушенных парижанках
Кровь закипает, как вино,
От пулеметов на тачанках,
От глаз кудлатого Махно.

Пал синий вечер на бульвары.
Еще звучат команд слова.
Уж поскакали кашевары
В Булонский лес рубить дрова.

А в упоительном Версале
Журчанье шпор, чужой язык.
В камине на бараньем сале
Чадит на шомполах шашлык.

А в ресторанах гам и лужи.
И девушки, сквозь винный пар,
О смерти молят в неуклюжих
Руках киргизов и татар.

Стучит обозная повозка.
В прозрачном Лувре свет и крик.
Перед Венерою Милосской
Застыл загадочный калмык…

Очнись, блаженная Европа,
Стряхни покой с красивых век, -
Страшнее труса и потопа
Далёкой Азии набег.

Молитесь, толстые прелаты,
Мадонне розовой своей.
Молитесь! - Русские солдаты
Уже седлают лошадей.

1928 г.

Answers
Откуда дровишки?
Author: Читатель  16.01.10 14:01  Notify moderator
...То бишь, откуда стихи? По эмоциям супер! Если оценивать рационалистично, то литературщина. Это видно в смаковании убийств и насилий. Явная перекличка со "Скифами". Хорошо бы подошло под авторство какого-нибудь студента или курсанта в любое время и в любой европейской стране (скажем, француз пишет о походе в Германию). Кстати, о коннице очень мало. О коннице и конной атаке блестяще говорил А.Н. Толстой устами своего персонажа в "Гадюке".


Резуну должно понравиться :-)
Author: Lake  16.01.10 14:22  Notify moderator
Если б не знал про 1928 год - счел бы за резунистское творчество.

А чему Вы собственно удивляетесь? "Милитаристское" народное творчество - оно всегда присутствовало (в т. ч. и после войны тоже) и имело свою нишу.


В стихе сквозит предостережение Европе против СССР
Author: сфинкс  16.01.10 14:26  Notify moderator
и рекомендация нанести по СССР превентивный удар.


мнение
Author: Константин Вершинин  16.01.10 14:32  Notify moderator
Не слишком удачное, не в меру кровожадное и несколько анахроничное подражание Блоку. С литературной точки зрения - неплохо, но не ново и сильно уступает прототипу.

Лейку: автор жил за пределами СССР.


В 1940 году автор добровольно вернулся в СССР и был репрессирован.
Author: Клим  16.01.10 14:34  Notify moderator



Мягко говоря, Эйснер сгущал краски
Author: I встречный  16.01.10 14:43  Notify moderator
Поскольку в то время он был в эмиграции (потом вернулся в СССР и стал советским патриотом). Русские солдаты не столь жестоко обращались с населением побежденных стран, как оккупанты из Европы. И не только гитлеровское нашествие можно вспомнить, но и наполеоновское. Какой след оставили просвенщенные францкзы в Москве, Смоленске и других городах? А когда русские пришли в Париж, Александр I запретил победителям какие-либо бесчинства.
Вот первая попавшаяся на эту тему статья в Инете.
195-ление ПОБЕДЫ РОССИИ НАД НАПОЛЕОНОВСКОЙ ЕВРОПОЙ Взятие Парижа 19 марта 1814 года (31 марта по н.ст.) явилось апофеозом нравственного подвига русских армий! Подвигом признанным, но не популяризируемым в чванливой Европе! А ведь в этой военной операции наши потери составили около 6 тысяч человек. Отсутствие мародёрства, грабежей, оскорбления святынь и насилия со стороны русских частей доказывает бескорыстность и искреннюю жертвенность освободителей.


Продолжение статьи
Author: I встречный  16.01.10 14:44  Notify moderator
Кроме казачьих требований в ресторанном обслуживании: "Быстро! Быстро!" и вполне естественной связи с женским населением Франции, историкам-французам и вспомнить то нечего. Напомним, что российские историки отмечают такого рода связи в России, казалось бы, пленённых французов, что весьма показательно. Несостоятельными представляются отдельные "крики" о мародёрстве, которые, надо полагать, бессовестно инициировались у местного населения Талейраном и его приспешниками в политических целях. Так, хорошо известно, что русские войска дислоцировались в установленных для них местах и все расходы за постой несли за свой счёт. Точнее за счёт средств, выделяемых из государственной казны. Однако эти средства были весьма ограничены и даже недостаточны. Иные из командиров полков и дивизий потерпели в результате длительного постоя в Европе значительные убытки, а иные были и вовсе разорены, закладывали свои имения, чтобы расплатиться с долгами. Безусловно, такая политика проводилась и активно поддерживалась императором Александром I в противовес наполеоновской политике безнравственного своекорыстия и бездуховности в армии, в отношениях с завоёванными и подвластными народами. Член Совета Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года, директор общественного Центра семейно-родовой культуры, действительный член Историко-родословного Общества, Российского Философского Общества РАН и Петровской Академии наук и искусств Шуринов Александр Сергеевич,


У наполеоновской великой армии был принцип "армия кормит себя САМА"
Author: сфинкс  16.01.10 15:32  Notify moderator
отсюда все различия... "Капиталистическая" армия типа того.


///
Author: Читатель  16.01.10 16:58  Notify moderator
На мой взгляд все эти "ужасы" литературного характера. Эдакий кроваво-патриотический романтизм молодого человека, который и рад нашествию этой орды, и боится. Сколько было автору? Воевал ли? И участвовал ли он сам хоть в одной конной атаке? И наверняка никого не насиловал. По крайней мере, на момент написания стихов. Так мне кажется. На "резунизм" равно как и на "антирезунизм" (юмористический) не похоже. Есть искренность, юмора же почти нет.


Читателю
Author: Lake  16.01.10 17:21  Notify moderator
Дело в том что этот стих мне живо напомнил вот это:

Летят автострадные танки,
Шуршат по асфальту катки,
И грабят швейцарские банки
Мордатые политруки....




Бедный Эйснер. Ненависть таджика в Москве
Author: олег_и  16.01.10 18:05  Notify moderator
После Октябрьской революции отчим вывез юного Эйснера на Принцевы острова. Так началась жизнь в эмиграции. Окончил кадетский корпус в Сараево.

В Европе зарабатывал на жизнь мойкой окон, рабочим на стройках. Писал стихи, общался со многими известными людьми русской эмиграции — Георгием Адамовичем, Мариной Цветаевой, дружил с Сергеем Эфроном.

Его стихотворение «Надвигается осень, желтеют кусты…» (опубл. 1932, часто именуется по строке: «Человек начинается с горя…») стало хрестоматийным и было очень популярным в литературных эмигрантских кругах.

Был участником литературного объединения русских эмигрантов в Праге «Скит» (1922—1940).

С конца 1920-х гг. стремился вернуться в СССР и в 1934 году вступил в «Союз возвращения на Родину».

В 1936 году защищал Республику в Испании, был бойцом 12-й Интернациональной бригады, адъютантом генерала Лукача.

В 1940 году вернулся в СССР, но вскоре был арестован и приговорен по статье 58-10 к 8 годам воркутинских лагерей, а потом отправлен в «ссылку навечно» в Карагандинскую область.

В 1956 году реабилитирован, вернулся в Москву. Занимался переводами, журналистикой. Выступал с устными воспоминаниями о войне в Испании и о Цветаевой, был консультантом театральных постановок об Испании. Написал несколько книг, а также опубликовал воспоминания о генерале Лукаче, разведчике Хаджи Мамсурове, воевавшем в Испании под именем Ксанти, Илье Эренбурге и Эрнесте Хемингуэе.




Lake.
Author: S.N.Morozoff  16.01.10 22:14  Notify moderator
Резуну должно понравиться :-)
------------------
По Европе поползут зеленые танки,
Ночь черна как мазут в походной стоянке...

...Чтоб в походном мешке все прилажено,
Чтобы Ленин в башке был у каждого...


Да,
Author: Сатурн  16.01.10 23:25  Notify moderator
согласен со всеми, кто заметил сходство с блоковскими "Скифами".

Интересно также представление похода на Запад в качестве некого анти-империалистического содружества "восточных" народов. И тот момент, что этот поход рассматривается в качестве ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО для самих западных народов...


///
Author: Читатель  17.01.10 11:11  Notify moderator
Лэйку/
В примере с "автострадными танками" налицо ерничанье. Насколько я понял (текст целиком не знаю), это не "резунизм", а "антирезунизм". Стихи же Эйснера искренние, в них чувствуется определенное восхищение прогнозируемыми событиями (настолько, насколько завораживает пожар - трагично, но красиво). И пренебрежительные эпитеты употреблены в адрес европейцев ("толстые прелаты", "розовые мадонны"). А политруки у Эйснера отнюдь не "мордатые". Кстати, теперь подумал, что заграничное происхождение стихов бросается в глаза по Махно. Советский автор его бы не упомянул после разрыва оного в красными.
Олегу-и/
Спасибо за информацию. Кстати, не такой уж и бедный Эйснер - выжил все же.


оценка этого стихотворения скорее положительная, чем отрицательная
Author: Прохожий  17.01.10 15:21  Notify moderator
Не думаю, что автор сочувствует "толстым прелатам", трусливо молящимся "мадонне розовой своей". Как раз наоборот! Русские войска несут народам Европы "желанную свободу из белокаменной Москвы" - об этом прямо (и без какой-либо скрытой иронии на сей счёт) говорит автор.
Если бы это стихотворение было написано в России в 1918-21 году (а не в эмиграции в 1928), воспринималось бы оно вполне однозначно (налицо тематическое и идейное сходство со "Скифами" А.Блока).
Некоторое "поэтическое преувеличение" потерь среди мирного населения - это на совести автора, русская армия никогда не была жестокой по отношению к мирным жителям. За мародёрство расстреливают.


Представьте на секунду СЕБЯ европейцами из стиха
Author: сфинкс  17.01.10 23:49  Notify moderator
Вновь представив, лично я вижу предостережение против СССР и пропаганду агрессивной войны против СССР.


сфинксу
Author: Прохожий  18.01.10 08:13  Notify moderator
Разумеется, европейцы из стиха, в большинстве своём, вряд ли истово возрадуются новоявленным "освободителям". И даже наоборот, при первой же возможности будут их (т.е. "освободителей") нещадно валить. Но отнюдь не в пользу "толстых прелатов" - проигравших геополитическое соревнование, изживших себя как власть и как социальный институт.
Более того, именно слабость режима "толстых прелатов" как таковая и делает возможным приход тех или иных непрошенных "освободителей". У народа (европейского) два выбора: либо защищать до последнего режим "толстых прелатов" (пока он ещё худо-бедно способен сопротивляться внешней экспансии), либо заблаговременно валить (а ещё лучше - ЭВОЛЮЦИОННО ВЫТЕСНЯТЬ) "толстых прелатов" - рассчитывая в таком случае исключительно на собственные силы, и ни в коем случае не допуская какого-либо прямого или косвенного участия внешних "освободителей". Но если уж случилось (т.е. "освободители" таки сделали своё дело), остаётся использовать ситуацию приблизительно "по образу и подобию" 1917 года.
Вот примерно такая позиция могла быть в 1928 году у "европейцев из стиха".


Реакция на униженное положение иммигранта.
Author: Oleg2000  18.01.10 11:19  Notify moderator
Вот из стихотворения Эйснера 1924 года.

Порой от деда к внуку переходит
По деревням полуистлевший пыж
С эпическим преданьем о походе,
О том, как русские вошли в Париж.

Ах, всё стирает мокрой губкой время!
Пришла иная, страшная пора,
Но не поставить быстро ногу в стремя,
Не закричать до хрипоты «ура».

Глаза потупив, по тропе изгнанья
Бредем мы нищими. Тоскуем и молчим.
И лишь в торжественных воспоминаньях
Вдыхаем прошлого душистый дым.

Страшно подумать, что было бы, если бы в России победили белые. Кончилось бы фашизмом, захватническим угаром, бессмысленной проигранной войной и полным разрушением страны.

Прохожий
//Некоторое "поэтическое преувеличение" потерь среди мирного населения - это на совести автора, русская армия никогда не была жестокой по отношению к мирным жителям. За мародёрство расстреливают.//
Если армия будет, как у адмиралко Колчака в гражданскую - запросто...


Прохожему
Author: Сатурн  18.01.10 12:09  Notify moderator
В этом стихе отражена некая диалектика империализма. Сначала западный империализм "разбудил" спящий Восток (образно говоря), сбил его со своего суверенного ритма развития. А затем, воспользовавшись некоторыми ВЫБОРОЧНЫМИ элементами западной цивилизации, взъерошенный Восток пришёл в цитадель империализма. Но вот здесь мы имеем очень интересный момент - "Восток" (Россия и "её племена") вместо того, чтобы применять к Западу то, что поначалу Запад применял к Востоку, как бы освобождает западные народы от пут "Цивилизации", возвращает им "ВАРВАРСКУЮ" СВОБОДУ. То есть это не обратный империализм, а создание принципиально МНОГОЯРУСНОГО, МНОГОПОЛЯРНОГО, РАЗНООБРАЗНОГО мирового порядка.


Сатурну
Author: Прохожий  18.01.10 12:55  Notify moderator
Безусловно. "Восточный" империализм - с положительным знаком.
"Варварская" свобода - это ответ, противовес, реакция на навязанную Западом ЛЖЕЦИВИЛИЗАЦИЮ - марионеточно-компрадорская сущность которой маскируется поверхностным "копированием обозначений" (т.е. копированием незначительных ВЫБОРОЧНЫХ элементов).



Add a message:
Your name/nickname:

Your email:

Your password:
Remember password    How to register?
Topic:

Message body:




BACK



© CopyLeft Lake, 2001 - 2025