Открытая дискуссия по жанру советской песни
Author: Сатурн 25.09.07 12:25 Notify moderator
В соседней ветке Ляксей поднял ряд важных вопросах о сути и гранях представленного на сайте жанра. Переношу его сообщение сюда. Далее последует мой ответ.
Ляксей пишет:
===================================================================
Тема достаточно сложная. Чтобы удовлетворительно ее осветить, надо написать немаленькую статью, поэтому тезисно и фрагментарно.
Я почти целиком согласен, что описываемый сегмент чрезвычайно интересен и сам отношусь к нему с большой любовью. Мне не нужно было к нему ниоткуда приходить, потому, что на этих песнях я вырос, слышал их с раннего детства по радио и на (тогда еще) патефоне, звучали они в школе на уроках пения, в музыкальной школе, кое-что даже пелось в компании, когда стал постарше. Советская массовая и народная песня и симфоническая музыка были основным музыкальным фоном моего детства и юности. Все остальные жанры пришли потом. Теперь по существу.
Я ни в коем случае не могу согласиться, что песня это только музыкальный жанр. Это жанр музыкально-поэтический. Имена Фатьянова, Исаковского, Лебедева-Кумача, Долматовского, Ошанина. Стоят рядом с именами Дунаевского, Блантера или Соловьева-Седого. И, в этом качестве, совершенно невозможно, на мой взгляд, рассматривать песню, а особенно Советскую песню, вне того поля идеологических, политических, духовных смыслов, которые она несет. Собственно, это понимает и уважаемый Сатурн, когда оговаривается, что нельзя относить к Советским песням, песни сложенные в той же музыкальной стилистике, но имеющие нелояльное содержание. И этой оговоркой, в определенной степени дезавуируется утверждение, что главное в Советской песне ее музыкальный стиль.
Столь же сомнительно определение Советской песни, как музыкально-психологического явления. Любая музыка оказывает то или иное воздействие на психику (вспомните хотя бы "Крейцерову сонату" Толстого). Т.е. любая музыка это явление музыкально-психологическое.
Не могу так же согласиться, что все Советские песни 30х-50х относятся к одному и тому же стилю, хотя значительное большинство из них бесспорно относится к той версии неоклассики, которая позже получила название Большого стиля. Но рядом с ним существовала и традиция идущая от народной песни (причем разных народов) и традиция камерной песни (Бернес, Утесов, Шульженко) и джазовые традиции. Не уверен, что можно отнести все это к одному стилю. Я не музыковед и мне сложно проанализировать этот пункт в корректных терминах и системе понятий этой науки, но, по ощущениям, это именно так. Вопрос жанровых рамок любого явления искусства необычайно сложен, но, коль скоро такие рамки устанавливаются, хотелось бы услышать их более или менее внятное определение, доступное для понимания иными путями, кроме чисто медитативных.
Далее. Песня, и особенно популярная, как и любое другое искусство, безусловно, является выражением социальных, во многих аспектах этого понятия, представлений о мире и своем месте в нем, о желательных и нежелательных параметрах этого мира. Причем песня, это наиболее непосредственный, оперативный и демократичный способ выражения таких представлений. В этой связи просто невозможно оторвать песню, в любых ее характеристиках, от политических и идеологических представлений своего времени, функцией которых она, в значительной степени, является. Тип эстетичесой реализации является столь же социально обусловленным, как и вообще все явления этической и эстетической сферы. Искусственно отрывать этот тип от породивших его условий, значило бы уподобиться известному животному под не менее известным. растением.
А, коль скоро, сайт определяет свой формат, как звуковую летопись эпохи, это недопустимо вдвойне. В сети довольно много сайтов, где бесхитростно сообщается, что здесь выложены песни, которые нравятся создателю сайта, и такое положение вполне приемлимо и не вызывает ни малейшего протеста. Если Совмузыка захочет тоже пойти по этому пути, возражений также не может быть, но тогда об этом стоит открыто и однозначно заявить. Но, если Совмузыка замахивается на летопись эпохи, на нечто вроде антологии Советской песни (что лично мною было бы встречено с великим энтузиазмом), то такие вопросы следует решать на серьезной методологической базе, уходя от исключительно личностных оценок и предпочтений и пытаясь нащупать некую объективность и сбалансированность.
Советская эпоха была эпохой крайне динамичной и эта динамика, как и многое другое отразилась и в песне. Большой стиль продержался два десятилетия, но ушел бы в любом случае. Да, песни 30х-50х отличаются от позднейших, но они столь же отличаются и от предшествующих. Даже согласясь, что эти песни в музыкальном отношении совершеннее, нежели песни других периодов, нельзя автоматически делать вывод об их исключительной ценности и о малоценности иных песен. Общеизвестно совершенство поэзии Золотого века, но ни в одну антологию не включают эту поэзию в пропорции шесть к четырем. Иначе это уже не антология, а сборник поэтов Золотого века. И существование Пушкина, Лермонтова и Бора
\Не знаю такого.
Данилко известен под сценическим псевдонимом Верка Сердючка.
\Татляна что-то вобще не слышал.
В его репертуаре были в основном зрелищные произведения. "Фонари", "Капель", "Гитарово"...
Кстати, для исполнения "Гитарово" надо было быть виртуозом, а у него еще и такой драйв был - сейчас на эстраде такого практически нет. Гражданских песен в репертуаре почти не было, хотя , к примеру, "Моя песня о Родине", про Ереван, - довольно неплохая вещь, хоть и чисто джазовая, без пафоса, но красивая.
\А вот выложенная сейчас в Самодеятельности песня Пахмутовой про геологов "ты ветру и солнцу брат" - очень хороша и соответствует трудовому времени страны и нашим тогдашним геологам.
Прекрасная песня, потому что она обращена к человеку. Геологи тогда действительно как на фронт уходили - находить жизненно важные ресурсы. И иногда гибли. Гибли испытатели на новых самолетах, чтобы выиграть гонку вооружений. Гибли моряки на подлодках. Гибли монтажники, ради сроков сдачи важнейших для страны объектов пренебрегая безопасностью. Трудовой подвиг - это не всегда художественное преувеличение.
Помните ли Вы шутку (все же 69-го года) о наших двух проблемах\\\\\
Помню я 68й с его шутками и прибаутками. Даже про танки и бранки (если помните).
К тому времени я знал почти все старые лучшие песни, которые есть на этом сайте\\\
Я тоже.
хорошо знал классическую музыку: симфоническую (в универе весной 60-го получил третий приз на соревнованиях по знанию классики - бюст Бетховена), \\\\\
Это как-то доказывает общечеловечность вашего вкуса? У меня есть несколько знакомых с консерваторским образованием. Музыку знают превосходно, но вкусы у всех разные.
когда Хиль был в пИке, то можно понять Вашу любовь к нему\\\\
У меня есть любовь к Хилю? Не знал. И откуда это вытекает? Если бы в 68м мне кто-то сказал, что я люблю Хиля, я бы воспринял такое, как смертельное оскорбление. Но с возрастом я стал спокойнее, и сейчас предпочитаю жить по схеме и - и а не или - или. По схеме или - или, живет молодежь.
Уважаемый Валерий Борисович. У меня нет к Хилю ни любви, ни нелюбви. Но у меня есть выраженная нелюбовь к любым попыткам любых, даже самых симпатичных людей, представлять свои вкусы, как ориентир. Нет на свете людей - ориентиров. Есть некие множества экспертов, создающие поле ориентиров. Поле, а не точку. Вот такие поля я и готов учитывать. Так вот, в рамках такого поля, творчествво Хиля негативной оценки не получило. На этом с Хилем заканчиваем.
Другой аспект. В рамках данного сообщества собрались люди с общим полем ориентиров, но с разными точками внутри этого поля. Кто-то воспринимает внутри поля только некоторые точки, кто-то другие некоторые, или все поле в целом. Количество комбинаций может быть значительным. И агрессивно нападая на любую точку в пределах поля, вы ставите под сомнение не только чьи-то личные ориентиры, но все поле в целом, что не идет на пользу ни сообществу в целом, ни общему полю в целом. Не надо никого сбрасывать с корабля современности. Его команда сформирована не нами. И это третий аспект.
Хиль вошел в историю Советской песни, нравится вам это или нет. А мы с вами не вошли. И пытаться нам с вами пересматривать эту историю - наивно и самонадеянно. И ничего конструктивного такое пересматривание не содержит. Не говоря, что я вообще не люблю излишних пересматриваний. Не стоит лесть к постаментам, чтоб царапать их гвоздиком. Поцарапаете все сразу. Потму, что если можно Хиля, то можно и Лемешева и Виноградова и кого хотите. Вы царапнете Хиля, а кто-то, по вашему примеру, объявит, что его наградили бюстом Моцарта, и, по этому поводу, Бунчиков - полное ничтожество. В общем, как в музее. Руками не трогать.
Надеюсь, вы поймете мою позицию.
ЭЫ. "Как дух Лауры" выходил в последнее время на дисках Н.Шпиллер, З.Долухановой, Т. Данцигера (труба). Все эти диски вполне доступны в сети. Наверняка есть и на Горбушке. Если поискать посерьезней, думаю, можно найти и где скачать. Комьюнити по классике тоже существуют. Так что и здесь никакого трагизма.
А вот выложенная сейчас в Самодеятельности песня Пахмутовой про геологов "ты ветру и солнцу брат" - очень хороша и соответствует трудовому времени страны и нашим тогдашним геологам.\\\\\
У меня есть один приятель, полжизни проболтавшийся по экспедициям. Его просто корежит от этой песни. Геологи в массе люди неромантичные. Братство с ветром и солнцем могут воспевать те, кто с ним ежедневно не сталкивается, видит из окна квартиры и машины на подмосковном шоссе. А кто с ними живьем и каждый день - те иначе смотрят на подобные вещи. И если "ты уехала в знойные степи, я ушел на разведку в тайгу", то коллизии здесь возникают вовсе даже иные нежели "мы геологи оба с тобой".
\Т.Е. основной элемент в попсе (в масс культуре) раскрутка образа, реклама, создание моды,
Полностью согласен.
Искусство попсы - это искусство или технология притягивания внимания зрителя, что и является самоцелью. Поэтому попса безлика: все музыкальные стили в ней есть не более чем средство таргетирования, обращения внимания определенной аудитории, условной узнаваемости.
Попса - это не просто, как раньше говорили, "буржуазная культура" или чисто развлекательная культура. Она - воинствующая культура современного потребительского общества, в котором человек не в состоянии сознательно ориентироваться в чрезмерно разросшейся номенклатуре товаров, удовлетворяющих одни и те же личные потребности, и поэтому в производстве и продаже решающую роль приобретают субъективные психологические приемы, которые заставляют приобрести тот или иной товар.
Попса это развитие технологии продажи на эстраде, превратившаяся в самодостаточный вид искусства, когда можно продать певца, который делает вид, что поет - главное, правильно его позиционировать. Почему молодежь слушает попсу? А она ее слушает не ради музыки и даже не ради бездумного развлечения. Попса предлагается тем или иным категориям людей, как имитатор самоутверждения, общественного статуса, позиционирования себя в социальной среде. Причем это не только на молодежь распространяется. Например, "Любэ" рассчитано на людей, которые хотят сказать "Да, мы выросли в советское время, и наш стиль жизни, даже бытовые проблемы - это на самом деле прекрасно и мы хотим быть такими, как есть".
Советская же музыка в том или ином виде отражает сознательную попытку человека подняться выше чисто потребительской жизни и мучительного решения проблемы, какая одежда и какой мобильный телефон более соответствует его личному "я". Она показывает, что есть другие люди, что между ними возможны человеческие отношения. Она ставит вопрос, "казаться или быть", чем, в первую очередь, и ценна.
\У меня есть один приятель, полжизни проболтавшийся по экспедициям. Его просто корежит от этой песни.
Это 1959 год.
Во-первых, немного другая ситуация - не просто работа, а от этого очень многое зависело, в частности, кинут на нас бомбу или нет.
Во-вторых, демография - масса молодых, рвущихся самоутверждаться, а то и порой совершенно искренне жалеющих, что не застали войну. Потом взрослели и начинали жить другими проблемами.
Для попсы в широком смысле слова, как мне кажется, характерен протестный настрой, направленный на отрицание всего того (даже хорошего),что было до этого. Поэтому для себя свою приверженность к Советской песне я называю иногда проявлением контрпротестного настроения (хотя по возрастной группе и отношусь к молодёжи!).А попса... Она в конце концов отчасти помогает выбрать напрвление, куда можно идти, а где и ничего ждать ничего путного
Копирайт на эти образы целиком и полностью принадлежит христианской религии. \\\\\\\
Думаю, что копирайт на подобные суждения много старше христианства. Как говорил один человек "Нет ни одной восточной религии, в которой, как правило непорочная дева не произвела бы на свет бога. ..."". И что там кому и когда принадлежит, вопрос сложный. Да и сравнительное религиеведение - не тема сайта.
Как видите, здесь проповедь добра опирается на чисто человеческие, естественные понятия\\\\
Существует такое количество и такое разнообразие песен, что найти текст, подтверждающий те или иные суждения, труда не представляет.Помочь мог бы только анализ всего массива текстов на предмет выявления повторяемости смыслов тех или иных ценностных суждений в разные годы и в привязке к ситуативным контекстам. Но как тут договоритиься о категориях - не представляю И как потом привязывать категории к культурным матрицам - не представляю тем более. Ежели бы кто-то на подобный подвиг решился, заслуживал бы памятника. А поверхностные аналогии - дело нехитрое.
"А вот птичку нашу попрошу не трогать..." \\\\\\
Да не трогаю, даже руки убрал. Где я и где птичка.
Блин, еще раз повторю (надеюсь, что последний). У меня нет претензий К МУЗЫКЕ Покрасса, как к музыке. Но представление данной ПЕСНИ (т.е. со словами и исполнением) в качестве актуальной в 74м году, было крайней формой глупости и неадекватности.
(Если еще кто-то скажет, что марш хороший - пойду и убьюсь ап монитор).
Так все шло по спирали - дохристианская мифология - "крещение" в период 20-22 Съездов - Ренессанс и патриотическое славянофильство в противовес западничеству - второй кризис империи\\\\\\
Дык это просто общая кривая для практически всех исторических процессов. Вспомните Гумилева.
Вопрос на засыпку. В "Песне о тревожной молодости" был куплет, не присутствующий в большинстве вариантов.
Не надобно нам покоя. Судьбою счастлив такою.
Ты пламя берешь рукою и камнем ломаешь лед.
Как вы полагаете, почему именно этот куплет был выкинут?
И еще вопрос. В исполнениях "Споривного марша" (Ну ка солнце, ярче брызни). есть варианты с дождиком и без дождика. Без дождика больше. Почему, на ваш взгляд, именно дождик попал под сокращение. Это не стеб. На самом деле интересно ваше мнение.
Это 1959 год.
Во-первых, немного другая ситуация - не просто работа, а от этого очень многое зависело,\\\\\
Без разницы. Тот, о которм я говорил, начал работать чуть позже, в середине 60х. Но я знаю других людей, которые начинали работать в середине 50х, причем искали как раз то, от чего зависело. А один из них еще и песни писал. Для своих и про своих. Эти песни совсем иные. Они не воспринимали "крепись геолог, ты солнцу и ветру брат". Это песня о геологах для тех, у кого чисто рромантические представления об этом занятии. Но фишка еще и в том, что, привлеченные такими песнями, люди поступали в геологоразведочные, становились геологами, начинали понимать что к чему в профессии. Подобные песни они потом начинали презирать, но геологами оставались. Т.е. песня свою задачу решала.
К слову. Куваев в "Территории" о подобных "геологических" песнях отзывается достаточно неодобрительно. А "Территория" это лучшее, наверно, что написано о геологах. Для них это культовая книга.
Советская же музыка в том или ином виде отражает сознательную попытку человека подняться выше чисто потребительской жизни \\\\\\
Это верно, но совершенно недостаточно. Любое настоящее искусство решает эту же задачу.
/// «Для попсы в широком смысле слова, как мне кажется, характерен протестный настрой, направленный на отрицание всего того (даже хорошего),что было до этого» ///.
Попса, если рассматривать ее как «песни», заимствует элементы разных жанров, но бессодержательна в принципе, и не ставит цель что-то доносить. Каждый ее «шедевр» в отдельности (за редчайшим исключением) пустое место. Но если брать в целом, то она играет не на «я против», а на «я хочу» (из «я хочу» может вытекать «я против» но на первом месте «хочу»). При этом «песни» сделаны таким образом, что не заставляют задумываться, и затрагивают не эмоции, а инстинкты. Можно сказать, она не создает свое, а подхватывает уже готовое и тиражирует.
Отрицание всего, «что было до», может иметь место, но по причине того, что «мне мешали (или мешали бы) делать то, что я хочу»
Но есть еще одна тонкость, которую приходится признать: Технологии создания рекламы, образа, моды и т.д. - это как раз умение навязать свое «я хочу» другому человеку, который, если не будет меня слушать, вероятно захочет другого.
Утешает то, что серьезному влиянию таких «штучек» поддаются ок. 15% населения.
Сегодня есть люди, которые могут замечательно спеть, написать хорошие стихи и наверняка в любой консерватории даже ученики смогут написать хорошую музыку, но это выпадает из поля зрения современной «эстрады» и (главное) всероссийской помойки под названием «Телевидение». Им это не надо. ПОЧЕМУ-ТО.
"У меня нет к Хилю ни любви, ни нелюбви. Но у меня есть выраженная нелюбовь к любым попыткам любых, даже самых симпатичных людей, представлять свои вкусы, как ориентир."
А как же учить следующие поколения?
Надо указывать на лучшие примеры и указывать на дефекты у приравниваемых к ним и тем более у совсем плохих. Я у Хиля это и указал. И дефект его опасен, так как
1) навевал сон беспричинного благодушия.
2) портил вкус.
Как учить вкусу в поэзии? Дайте почитать, скажем, Андрея Вознесенского или Пастернака и дайте Есенина. Ну. там Анну Снегину, например.
А что якобы здоровый консерватизм "и - и", то у меня тоже здоровый консерватизм - лучшее оно и всегда лучшее.
А как же учить следующие поколения? \\\\\
А следующие поколения обращались к вам с просьбой их учить? Или может, вы уже научили пару следующих поколений и теперь они процветают? Или, может, сегодняшние предшествующие поколения что-то такое знают особо ценное, кроме, как развалить страну или не суметь это предотвратить?
И дефект его опасен, так как\\\\\
Вы не находите, что это уже становится комичным? Я встречал много всяких указаний на опасности, но Хиля среди них не указывали ни разу.
Как учить вкусу в поэзии? \\\\\
Не мешая ее читать и не указывая на кого-то, как на опасность.
Дайте почитать, скажем, Андрея Вознесенского или Пастернака и дайте Есенина\\\
Дам. И не стану навязываться со своими учениями. Максимум предложу пару хороших книг о поэзии. И не вижу принципиальных различий между Есениным и Пастернаком. Оба великие поэты, хоть и очень разные.
Подозреваю, что вы поторопитесь поучить следующие поколения, указав на Пастернака, как на опасность. Так вот, не торопитесь. На него уже указывали - был такой Никита свет Сергеевич. И на Есенина тоже уже указывали. Так что указатели уже стоят и следующие поколения полностью обучены.
"А как же учить следующие поколения?"
===============================
Я отлично понял Ваши тексты.
И снова скажу: если Вы искренни, то мне Вас жаль, а если нет, то жаль публику.
Читал некоторые Ваши тексты на Вашем сайте - очень мне близко. Но сейчас Вы у меня на подозрении - не считаю нужным скрывать.
Во-первых, молодежь не любит, когда ее рьяно учат.
Во-вторых...
Посмотрите на нынешнюю молодежь и на то, как и чему ее учат.
Ее учат неадекватным оценкам.
Почитайте то, что Вы написали.
Те же самые неадекватные оценки, только знак адекватности как бы обратный.
Вы поняли про иррациональное? Или Вы действительно считаете, что люди, несогласные с Вашей оценкой произведений искусства, непременно ошибаются?
А как быть с теми, кто не чувствителен к музыке вообще?
Выработка иррациональных приоритетов и авторитетов - это интимный процесс - строительство храма в душе. Храм, который построен не тобой, а кем-то извне - не твой. Придут другие извне и этот храм разрушат - не заметишь как.
Имея дело с образами нельзя быть "физиком", ув.тов.Губин.
Вы говорите человеку - не люби то, а люби это. А он вам говорит: да пошел ты...
И правильно делает.
И "физик" никак не допрет, почему "правильно". А потому, что навязанный авторитет - это всегда хуже для человека, чем выбранный добровольно. И неизмеримо хуже, чем свой выстраданный.
Давить каким бы то ни было авторитетом - это прямо противоположно задаче развития человека. К сожалению, любителей прислоняться к авторитетам гораздо более, чем даже любителей давить авторитетами.
Если любитель прислоняться Вас спросит , Вы, конечно, построите авторитеты в те ряды, которые Вам кажутся правильными.
Но не применима здесь логика "правильности", тов. "физик", не надейтесь. Может и не спросит, может и не примет Ваши ряды.
Вы, именно Вы, претендующий на мудрость возраста, должны это понимкать.
В иррациолнально-образном нет однозначности. Кто кого чем увлечет - вот что решает.
Человек, совершивший свои иррациональные ошибки, не вправе запрещать это делать другим. Только предупредить.
Я - не релятивист. Я не предлагаю вываливать все подряд и говорить - разбирайтесь.
Я предлагаю умеренное отношение к "легкому" жанру, терпеливое - к телячьим восторгам, уважительное - к авторитетному искусству.
Пафоса обличения заслуживает в иррациональном ЛИШЬ ЯВНОЕ ЗЛО, а не расширительно толкуемое.
Человек не любит рамок, не считая покойников, конечно. И опять же - правильно делает.
Моя логика - недостаточна для "физика", но единственно возможна.
Это логика НЕПРЕДВЗЯТОЙ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ на основе БЕЗУСЛОВНО ЗАЩИЩАЕМОЙ ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ.
Что касается Хиля, то у меня он отлично вписан в мою советскую систему ценностей, за что я ему и по сейчас благодарен. С Листом они не конфликтуют ну никак.
А раз уж Вы ученый, то подумайте над таким понятием, как ДОБРОВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
Попробуйте научно оконтурить.
Может оказаться, что Ваша умозрительная схематическая модель человека недостаточно проработана.
У меня - получилось, и результаты превзошли все ожидания.
\1) навевал сон беспричинного благодушия.
Есть такое понятие - "легкая музыка". Вполне в СССР признаваемое. Музыка для отдыха и развлечения. В частности, есть танцевальная музыка, релаксационная музыка и пляжная музыка, которые (последние две особенно) и должны навевать сон беспричинного благодушия, в целях обыкновенной психогигиены. Это часть здорового образа жизни. Что, например, должен был слушать советский человек в комнатах психологической разгрузки или занимаясь аэробикой? Что пускать по трансляции на речных трамвайчиках? Что должно звучать на концертах в профессиональные праздники?
\2) портил вкус.
Абсолютно испортил. Уже несколько поколений поет "Адресованная другу, ходит песенка по кругу..." и еще несколько будут петь. Настроение поднимает.
А вот "Человеку мало надо" из репертуара того же Хиля, это как? Это беспричинное благодушие или дурной вкус?
\Как учить вкусу в поэзии? Дайте почитать, скажем, Андрея Вознесенского или Пастернака и дайте Есенина.
Так с этим все в порядке, новое поколение песни этих поэтов с удовольствием поет. Правда, Осин безбожно перевирает текст Вознесенского и очень часто пишут, что это якобы музыка Осина :)
\\Но я знаю других людей, которые начинали работать в середине 50х, причем искали как раз то, от чего зависело. А один из них еще и песни писал. Для своих и про своих.
Так и про БАМ есть другие песни, для своих и про своих и даже очень неплохие, например, "Магистраль", "Память", "Северомуйск", "Уоян" Андрея Барбуцкого. "Землю греют не костры, а дыханье человечье..." Интересно, Барбуцкий - в формат сайта или нет? Кстати, музыкальный стиль песен у него как раз характерен для советской песни, например, используется ритм вальса в "Северомуйске".
"Магистраль", "Память", "Северомуйск", "Уоян" Андрея Барбуцкого
---------------------------------
А между прочим, у Вас mp3 часом нет или где скачать? Андрей Иванович - это мой старшина в оркестре. Тесен мир, да.
традиционная тема "великих строек" в советской песне и период 70-х гг Author:
Прохожий 3.10.07 13:38 Notify moderator
Песни о БАМе Покрасса и Новикова (http://download.sovmusic.ru/sam/s5226.mp3) в 1974 году воспринимались иногда вполне адекватно представителями тогдашнего среднего и старшего поколения. Люди эти привыкли к традиционной советской мелодике, и на тему "БАМ" справедливо ожидали от композиторов чего-нибудь наподобие песен о Волго-Доне. Так что в какой-то мере композиторы выполнили "социальный заказ". Но эти песни так и не были восприняты и подхвачены в широких массах, вкусы подавляющей части публики уже необратимо трансформировались.