Классификация советских композиторов-песенников
Author: Сатурн 5.06.09 12:01 Notify moderator
Тов. Прохожий подал мне довольно интересную идею, а именно - попытаться сгруппировать советских композиторов-песенников и мастеров массовой песни по нескольким критериям:
1) По поколениям.
2) По стилистике и мелодическому почерку
Также интересно было бы обсудить их влияние друг на друга, если таковое заметно.
В подборку входят все композиторы, отметившиеся в написании песен в период с 1920-х по начало 1960-х гг. (т.е., поколение Пахмутовой, Эшпая и Френкеля входит в разбираемую группу).
Первое слово предоставляется самому тов. Прохожему.
Слушая, например, песню "Спят курганы тёмные", и не зная, КТО ИМЕННО из известных старых композиторов мог бы её написать, тем не менее довольно легко экспертно обозначить список БОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫХ и МЕНЕЕ ВЕРОЯТНЫХ авторов.
В самом деле, для мелодического почерка Дунаевского или Покрасса эта песня нетипична - но зато вполне типична для таких авторов как Мокроусов, Новиков, Фрадкин и Богословский (один из которых, как мы знаем, и есть искомый автор данной песни).
Рассматривая множество известных песен и "сопряжённое" с ним множество известных авторов нетрудно видеть, что авторов можно КАК-ТО сгруппировать по сходству мелодической стилистики. Родыгин "похож" на Новикова, Лядова на Островского, а Островский (в некоторых песнях) на Мурадели и Долуханяна.
Песня Молчанова "Вот солдаты идут", возможно, послужила отправным толчком для появления целого ряда песен Колмановского "Я люблю тебя жизнь", "Хотят ли русские войны", "Утренний свет", "Я вернусь к тебе Россия" (и ещё нескольких - с постепенным убыванием качества). Под заметным влиянием вышеназванных песен Колмановского, в свою очередь, была написана песня Бабаджаняна "Наш непростой советский человек". Сюда же можно отнести песню Долуханяна "И мы в то время будем жить" и песню Левашова "Бери шинель, пошли домой". Прямо будто один и тот же композитор!
Вот ещё другой подобный пример: Т.Хренников "Что так сердце растревожено", А.Флярковский "Стань таким, как я хочу", А.Петров "На кургане", В.Гевиксман "Старый причал". Оригинальная удачная песня, получившаяся у одного из композиторов, вольно или невольно влечёт за собой массу подражаний, формирует мелодическую стилистику каждого участника этого "композиторского соревнования".
Вот такая тема для исследований и сопоставлений.
А я вот ещё на что обратил внимание и уже несколько раз об этом писал на форуме.
Есть композиторы, которых и сегодня хоть как-то вспоминают, отмечают их юбилеи (круглые и не очень), готовят о них теле- и радиопередачи. 100-летие Соловьева-Седого отметили относительно заметно - показали биографический фильм, выпустили кое-какие юбилейные диски, подготовили серию телеконцертов. 100-летие Мокроусова тоже, хоть и с меньшим звоном, отметили, показали фильм. К 95-летию Фрадкина и Островского повторили документальные фильмы (довольно неинтересные, кстати говоря) о них и их песнях. А вот есть композиторы, которые ну ничуть не уступают вышеназванным, но столетние (!) юбилеи которых практически полностью оказались пропущенными. Никто не вспомнил о 100-летии Каца, Лепина, Мурадели, Бакалова. Даже по радио ничего о них не было! Меня вот такая избирательность просто шокирует. И, думаю, что дело здесь не в том, что их кто-то специально пытается затереть. Просто как-то так получилось, что о них уже и вспомнить-то как-то некому (из музыкальных редакторов).
Тов. Прохожий, как Вы считаете, как объяснить вот такое странное забвение?
Мне кажется, что у забывания есть как бы ДВА этапа. Первый - это относительное забывание ещё в советский период (1960-80-е гг.) А второй - в постсоветский. Так вот. Те композиторы, чьи песни довольно часто пели и перепевали в 1960-80-е (особенно после 1965-67 гг.), ещё как-то остались наплаву, а вот те, кого по тем или иным причинам стали забывать ещё в 1970е гг, вообще не повезло.
Мне кажется, что у Богословского, Фрадкина, Молчанова и Колмановского очень много общего, особенно что касается типа песен, которые этим мастерам особенно удавались (в первую очередь - "городской советский романс").
Очень много общего в стилистике и в музыкальном почерке у Листова и Каца, отчасти у Слонова.
Ранний Афанасьев довольно сильно схож с Эшпаем, с Аедоницким.
Многие солдатские лирические песни похожи у Милютина и Долуханяна (сравните, скажем, "Пой, солдат" второго с "Береги, солдат" первого).
Многие лирические вещи Туликова, Жарковского, Терентьева, Мурадели, Носова, Заславского 1940-50-х гг. тоже выдержены подчас в одном ключе.
Среди очень оригинальных мелодистов стоит назвать Левину ("На звёздных дорогах", многие её песни для Шульженко), Будашкина ("Три свидетеля", "Шуми, наша нива", "Песня юных туристов"), Льва Шварца ("Далёко-далёко", "Уж как пал туман", песни к "Каменному цветку"), Бабаева и Агабабова, раннего Львова-Компанейца.
"Выпали из обоймы" в первую очередь те композиторы, которые не успели (или не могли по творческому складу) "отметиться" произведениями в "новой" мелодике. Именно этих композиторов и стали забывать уже в 70-е годы.
Практика формирования радиотелепрограмм "от достигнутого" лишь усугубила этот процесс. Похоже, что позднейшие музыкальные редакторы уже не владели материалом, не ориентировались в нём как следует. И это вовсе не "избирательность", а обыкновенное нежелание и неумение работать с богатейшим материалом звуковых архивов. В результате "Под звёздами Балканскими" звучит в радиоэфире, а практически такие же по качеству "Трансильванские виноградники" и "Мы скоро встретимся, Москва" напрочь забыты.
По поводу сходства композиторов. Практически согласен с Вашей классификацией. По Афанасьеву именно так: "Переулок на Арбате", "Парни, повстречавшие войну" и "Соколёнок" самым явным образом напоминают песни Эшпая, "Песня о детстве" - Аедоницкого, "Жить на земле" - Френкеля, в "Марше парашютистов" есть что-то от Соловьёва-Седого, "Гляжу в озёра синие" походит на песни Е.Птичкина.
Бабаева и Агабабова можно сопоставить ещё с ранним Зацепиным и ранним Двоскиным.
"Гляжу в озёра синие" походит на песни Е.Птичкина."
=========================================
Вот это очень интересный момент. "Гляжу в озёра синие", безусловно, имеет много общего и по мелодике, и по стилистике, и по смыслу с песнями Птичкина "Даль великая", "Я люблю свою землю" и с песнями Левашова "Как не любить мне эту землю" и др. Песен такого типа до середины 1960-х гг, кажется, вообще как бы не было. То есть, это своего рода лирические баллады, в основе которых лежит народный мелос.
А как Вы считаете, были ли у таких песен некие предтечи в более ранний период?
Мне лично кажется, что определённые мелодические элементы, которые повлияли на Афанасьева ("Гляжу в озера синие", "Как прекрасна жизнь"), Птичкина, Левашова, можно найти, в частности, у Мокроусова ("Одинокая гармонь", "На крылечке") и ещё более явно у Фрадкина ("Течет река Волга") и у Туликова ("Ты Россия моя").
Стиль песен, подобных "Гляжу в озёра синие", возник постепенно, исподволь.
До этого (в 50-е гг) был либо "традиционно-народный" мелос, восходящий к народной песне (К.Массалитинов, Ф.Маслов, В.Захаров) либо мелос "традиционно-советский", т.е. слегка напоминающий оперетту (Б.Мокроусов, М.Фрадкин, В.Соловьёв-Седой, А.Новиков). Хотя и "взаимопересечения" этих стилей, безусловно, были (в том числе и в песнях, которые Вы упоминаете).
Причём дальнейшее эволюционирование дало уже не "смесь" этих двух стилей (наподобие "Вот кто-то с горочки спустился"), а некий неожиданный "сплав" - своеобразную "новую" мелодику, которую можно охарактеризовать как "лирическую балладу" (или "гражданскую лирику"). Целый ряд песен (причём вполне удачных песен!) середины 60-х гг выдержан в этом стиле. Сюда относятся и упомянутые Вами мелодии Афанасьева, Птичкина, Левашова, Туликова (а также Аедоницкого, Аверкина, Пономаренко и ещё ряда авторов).
К сожалению, это был, вероятно, один из последних "рецидивов качества" советской песни, исчезнувший под натиском попсы и заунывно-торжественных песнопений позднесоветского периода.
Да, согласен, в целом это направление (т.е., лирические баллады, исполняемые с оркестром русских народных инструментов) - одно из лучших направлений позднесоветской песни.
А вот ещё что интересно. В 1970-е гг. появилось довольно много военно-армейских песен новых композиторов (в том числе, Шаинского, Мовсесяна, Якушенко, Тухманова - например, "Не плачь, девчонка", "Мы - армия народа", "Энская застава", "День Победы", "Служба пограничная"). Вы как-то заметили, что, несмотря на довольно традиционную мелодику, в этих песнях уже присутствуют какие-то нововведения. Мне тоже так кажется. Но, с другой стороны, мне кажется, что этот стиль в чём-то пытался продолжать традиции Покрасса, своего рода - "нео-покрассизм".
Как Вы смотрите на корни и источники вот этого стиля военно-патриотических песен 1970-х гг.? Откуда они вышли?
Вот здесь я не совсем согласен. "Эстрадно-попсово-строевая песня" представляет собой, до некоторой степени, отход (отступление) от жанра классической советской военно-строевой песни. "Традиции Покрасса" (даже если они здесь ИНОГДА и просматриваются) восприняты были "новыми" композиторами слишком формально, неглубоко, поверхностно. Шаинский, Гамалия, Якушенко, Мовсесян, Мажуков и "примкнувший к ним" Н.Богословский в строевых песнях позднесоветского периода так и не поднялись до уровня лучших образцов советской военно-строевой песни 40-50-х гг.
С одной стороны, всё написанное этими авторами в жанре "строевой песни" вполне годилось в качестве именно строевой песни - тем более, что и тексты, в большинстве своём, этому соответствали. Но построено это было на эстрадно-попсовой мелодике. Полностью отойти (или хотя бы как-то ощутимо "отстроиться" от этой мелодики даже в необходимых случаях) "новые" композиторы не могли.
К сожалению, в этот период не проявили себя в должной мере те из композиторов, которые по роду работы и долгу службы были руководителями армейских хоровых коллективов. Б.Александров в поздних работах проявлял какой-то излишний "академизм" - т.е. при конструировании песенной мелодии опирался не столько на навыки "интуитивного мелодиста" (которые у него, как композитора-песенника, безусловно были!), сколько на формальные законы композиции (которые, в общем-то, до конца и не известны - а поэтому сами по себе ещё не позволяют создать "гарантированно" запоминающуюся мелодию, которую подхватил бы массовый слушатель).
Как выглядела в этот же период (т.е. 70-е гг и позднее) военно-строевая песня иностранных армий? Вот это любопытный вопрос (хотя бы с точки зрения сопоставлений). Хотя в странах Варшавского Договора строевая песня, наверное, не слишком отличалась от советской - так что и развитие её должно было проходить так же.
... относящуюся примерно к 1958-60 г. Песня называлась "Эй девчата, посмотрите". Исполнял её КАППСА. По одним источникам это венгерская народная песня, по другим - ранний Шаинский (или он автор обработки). Песня довольно заметно напоминает военно-строевые песни 60-70-х гг, о которых шла речь только что. Например, песню "Через две зимы" того же В.Шаинского.
Только что пересмотрел замечательный фильм "Когда деревья были большими" (1961 г), к которому музыку написал Афанасьев. Кроме отличного лирического вступления в фильме присутствует ДРУГОЙ вариант мелодии на слова Фатьянова "Стали ночи светлыми"...
Посмотрел список на kkre-1. Скачивать я оттуда не могу (нет механизма подмены расширений mp3 на 3pm), но названия знакомые. Каких же песен не хватает?
Была в конце 50-х гг песня М.Табачникова вот с такими примерно словами припева: "...выбрал свой путь, не позабудь светлых студенческих лет". Песня немного слащавая, вальсообразная. Названия не помню. Напоминает по стилистике "Незабудку" Фрадкина.
Ещё одна песня называлась "На последний учебный звонок", появилась в конце 60-х гг, по стилистике и шаблонному аккомпанементу подражательно напоминает песни А.Островского (такого типа как "А у нас во дворе").
И ещё одна песня (название которой не помню) была вот с таким текстом: "наши матери и жёны, не горюйте не грустите, к вам вернутся робинзоны с чемоданами открытий" - пел её, наверное, Э.Хиль (по времени это начало 60-х гг).
Песни в исполнении якутского певца Кола Бельды "А олени лучше" тоже почему-то нет на страничке композитора.
Песня, которую Вы вспомнили, - это "Ветры весенние". У Табачникова был ещё один школьный вальс - "Несколько синих строк" (на слова М.Танича), это уже начало 1960-х гг. Его как-то на Ностальгии кто-то разыскивал, но пока безрезультатно...
Согласен с тов. Прохожим в том, что уже к середине 1960-х гг. с Табачниковым произошло что-то схожее с тем, что случилось с Левитиным, Лепиным, Богословским, то есть композитор попытался активно работать в новом стиле, но на этом поприще не добился особых успехов, так и оставшись на обочине.
Кстати, ранний Табачников мне лично по стилю и типу песен напоминает некий странный гибрид Богословского и Цфасмана. Эстрадный уклон (в хорошем смысле слова) у Табачникова был заметен, за что ему (как и Богословскому, Цфасману и Фельцману) всё попадало от официальной критики. Особенно, на мой взгляд, удачны "Давай закурим", "Старик и смерть", "Мама", "Любовь вернётся", "Над синим Доном", "Над Волгой", "Одессит-Мишка", "У Черного моря", "Матросская гитара".
И ещё одна песня (название которой не помню) была вот с таким текстом: "наши матери и жёны, не горюйте не грустите, к вам вернутся робинзоны с чемоданами открытий" - пел её, наверное, Э.Хиль (по времени это начало 60-х гг).
------------------------------------------------------------
Это песня "Робинзоны" О. Фельцмана и Н. Олева, а пел ее как основной исполнитель О. Анофриев. В ККРЭ на страничке Анофриева числится, как реализуемая фирмой "Мелодия". На оф. сайте Фельцмана присутствует в исп. Ю. Дробязко и какого-то В. Бесценного. Могу выложить в исп. Анофриева.
Тов. Сатурн затронул любопытную дополнительную тему, которую можно было бы сформулировать так: "старые" композиторы в "новое" время. Т.е. речь идёт о попытках композиторов-песенников "старой школы" работать в "новом стиле". Песни эти найдены далеко не все - поскольку в большинстве случаев не пользовались особой популярностью массового слушателя. Хотя по прошествии лет впечатление может быть другим.
Не меньший интерес представляет и прямо противоположная ситуация: "новые" композиторы в "старое" время. Речь идёт о МАЛОИЗВЕСТНЫХ РАННИХ работах А.Зацепина, Ю.Саульского, В.Шаинского, П.Аедоницкого, Ю.Чичкова, И.Шамо и др. - т.е. композиторов, получивших наибольшую известность песнями, написанными в 60-80-е гг., но достаточно активно работавших и задолго до этого периода (т.е. в 40-50-е гг.). Но здесь поиск звукового материала представляет уже совсем непростую задачу.
1) А в исп. Анофриева не "Песенка Робинзона" Колмановского? Если же песня Фельцмана, то да, выложите, пожалуйста.
2) Нет ли у Вас такой песни Табачникова (она, кажется, называлась то ли "Весенние экзамены", то ли "Студенческая") - пели её Утёсовы:
Над Москвой весенний ветер,
А мне, бедной, всё равно,
Что луна так ярко светит...
Если есть, просьба выложить.
Спасибо, Валерий Николаевич, за полезную информацию! Author:
Прохожий 5.08.09 11:58 Notify moderator
Но специально выкладывать эту песню, пока, наверное, нет особой необходимости.
Пытаюсь вспомнить другую, ПОХОЖУЮ НА ЭТУ, песню Табачникова. Там тоже шла речь о каких-то робинзонах и путешествиях.
Ещё можно было бы поискать песню М.Фрадкина "Геологи-работяги". По стилю мелодии напоминает песню С.Каца "Таёжные романтики" (которая уже найдена), некоторое отдалённое сходство есть и с песнями Пахмутовой (в ранний период её творчества).
какое у вас тут исследование! Я вот вчера зашла в интернет буквально на какие-то 15 минут! И все! А вообще в лучшем случае это бывает 3 - 4 часа. Но - о музыке.
Вы объективны, товарищ Сатурн! Дело в том, что в разных статьях о советской песне чаще всего упоминается именно эта четверка: Дунаевский, Соловьев-Седой, Блантер, Мокроусов. Остальные либо упоминаются потом, либо опускаются вовсе. ПОЛНОСТЬЮ согласна с Вами, что каждый композитор хорош по-своему и выстраивать иерархию не вполне корректно. Выделяя же своих любимых композиторов, я вовсе не имею в виду какую-то иерархию, а называю тех, у кого мне легче всего назвать выдающиеся, на мой взгляд, достижения, которые мне особенно п о л ю б и л и с ь - именно так; у Новикова, например, это почти все песни, если идти по списку, а вот песням Блантера я ставлю когда пятерки, а когда и четверки - по разному - но это лишь мое субъективное восприятие, вы, может, всему Блантеру вместе взятому поставите одну большую пятерку, и будете по-своему правы.
В пользу Блантера могу сказать вот что - Новиков Новиковым, конечно, но Блантеру похоже принадлежит моя любимая песня - "пшеница золотая". Свой хит-парад я выстраивать не пыталась - это было бы сложно, но если считать "священную войну" не песней, а чем-то ГОРАЗДО большим, то отсчет, наверно, надо начинать с "пшеницы золотой" - опять же НЕ имею в виду никакой иерархии. "Пшеница золотая", к тому же знаковая для меня песня. Я о ней мечтала дольше и сильнее чем о других, можно сказать, это была моя заветная музыкальная мечта, зато в итоге получилось так что именно эта песня привела меня на Совмузыку.
В пользу Соловьева-Седого - это истинно великий песнник, даже если бы у него были только песни, он уже занял бы свое место.