Классификация советских композиторов-песенников
Author: Сатурн 5.06.09 12:01 Notify moderator
Тов. Прохожий подал мне довольно интересную идею, а именно - попытаться сгруппировать советских композиторов-песенников и мастеров массовой песни по нескольким критериям:
1) По поколениям.
2) По стилистике и мелодическому почерку
Также интересно было бы обсудить их влияние друг на друга, если таковое заметно.
В подборку входят все композиторы, отметившиеся в написании песен в период с 1920-х по начало 1960-х гг. (т.е., поколение Пахмутовой, Эшпая и Френкеля входит в разбираемую группу).
Первое слово предоставляется самому тов. Прохожему.
Вообще-то, как мне кажется, в 1946-61 гг. вообще была какая-то мода на создание оперетт. Причём, оперетт именно "советско-песенного" стиля. Помимо Дунаевского, Милютина и Соловьева-Седого, опереттами занялись Листов, Фельцман, Лепин, Заславский, а также чуть менее маститые авторы...
Многие критики уже тогда писали, что большинство этих оперетт не стали успешными из-за скудости и схематичности либретто. А вот отдельные песенные номера из них часто были очень даже интересными.
Если уж "Вольный ветер" и "Белую акацию" числить в забытых, то что тогда говорить о "Трембите", "Беспокойном счастье", "Искателях сокровищ", "Мечтателях". Согласен с Сатурном, что в этих опереттах есть музыкальные номера очень даже... Причем не все есть на сайте.
//то что тогда говорить о "Трембите",//
"Трембита" и "Свадьба в Малиновке" благодаря экранизациям вообще-то известны и популярны.
Кстати, а можно ли отнести к опереттам музыкальные фильмы вроде "Стоянка поезда - две минуты" или "Алло, Варшава!"? Правда, сюжет в них довольно прост и не слишком драматичен...
"Трембита" и "Свадьба в Малиновке" благодаря экранизациям вообще-то известны и популярны.
-------------------------------------------------
Больше, чем "Вольный ветер" и "Белая акация", которые, как известно, тоже экранизированы?
Кстати, а можно ли отнести к опереттам музыкальные фильмы вроде "Стоянка поезда - две минуты" или "Алло, Варшава!"? Правда, сюжет в них довольно прост и не слишком драматичен...
----------------------------------------------------
Фильмы не помню, но скажу...:-) К опереттам можно отнести только оперетты, а музыкальных фильмов было снято довольно много. "Веселые ребята" и "Волгу-Волгу" можно отнести к опереттам?
//"Веселые ребята" и "Волгу-Волгу" можно отнести к опереттам? //
Ну, если это не мюзиклы, то что же тогда "The Sound of Music"?
Музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки, сюжет комический, музыкальные номера короче оперных, наследует традиции академической музыки.
Как в "Веселых ребятах", так и в "Волге-Волге" среди музыкальных номеров можно выделить арии и куплеты.
Oleg2000. Думаю, что оперетта, как правило, все же отличается от муз. фильма бОльшим количеством музыкальных (вокальных и танцевальных) номеров. Бывают и исключения, подтверждающие правило. Конечно, особняком стоят фильмы о певцах и композиторах, которые с опереттами никак не сравнить.
Сатурн. Вопрос риторический. Но если попытаться дать количественную оценку, то, на мой взгляд, от 20 до 40 процентов. Чем слабее песня, тем выше процент зависимости от исполнения.
//Думаю, что оперетта, как правило, все же отличается от муз. фильма бОльшим количеством музыкальных (вокальных и танцевальных) номеров.//
Ну, "Цирк" и "Весна" - музыкальные фильмы.
Но та же "Волга-Волга" настолько насыщена вокальными и танцевальными номерами, что диалоги без музыки смотрятся как вставки.
То же и в "Веселых ребятах". Только там музыкальные номера не только вокальные и танцевальные. Несомненно, к музыкальным номерам надо отнести выступление Кости в мюзик-холле (пантомима под музыку), игру под "ноты" на телеграфных проводах, драку в коммунальной квартире (потому что она поставлена строго под музыку), а также приход стада в пансионат, т.к. опять-таки там строгое соответствие музыки и сценического действия, как в танце.
У правил бывают исключения. Но все же настаиваю на том, что оперетта и музыкальный фильм - разные жанры. Оперетту легко экранизировать, а превратить музыкальный фильм в оперетту гораздо сложнее, т. к. в фильме важен видеоряд. В той же "Волге-Волге" главное "действующее лицо" Волга. Где ее взять на сцене? В "Веселых ребятах" вовсю действует оркестр Утесова. Вы можете себе представить, чтобы чинно сидящие в оркестровой яме музыканты театра оперетты вдруг выскочили на сцену и начали прыгать за катафалком или драться с применением подручных инструментов?