Поиск   По    
О Проекте Новости сайта Песни на CD-ROM Email Форум сайта English
 
 Наша Двадцатка
 Новинки
 Алфавитный указатель
 Авторы и исполнители
 Исторические периоды
    Дореволюционный
    Послереволюционный
    Предвоенный
    Великая Отечественная
    Послевоенный
    Оттепель
    Поздний СССР
 Тематические разделы
    Песни о Родине
    Советская лирика
    Песни о Труде
    Песни о городах
    Праздничные песни
    Морские песни
    Спортивные песни
    Пионерские песни
    Молодежные песни
    Песни о Вождях
    Песни о Героях
    Революционные
    Интернационал
    Речи
    Марши
    Военные песни
    Военная лирика
    Песни о ВОВ
 Плакаты
 Самодеятельность


 Друзья сайта:
    Александра Пахмутова
    Ретро Фонотека
    Старые газеты
    Старый песенник


 Реклама:
 

 





Привет форумчанам
Форум сайта
"Советская музыка"

Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме, непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.

НАЗАД
Страницы: Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Следующая Последняя Без разбивки по страницам 
Тема
Открытая дискуссия по жанру советской песни
Автор: Сатурн     25.09.07 12:25  Сообщить модератору

В соседней ветке Ляксей поднял ряд важных вопросах о сути и гранях представленного на сайте жанра. Переношу его сообщение сюда. Далее последует мой ответ.


Ляксей пишет:
===================================================================
Тема достаточно сложная. Чтобы удовлетворительно ее осветить, надо написать немаленькую статью, поэтому тезисно и фрагментарно.
Я почти целиком согласен, что описываемый сегмент чрезвычайно интересен и сам отношусь к нему с большой любовью. Мне не нужно было к нему ниоткуда приходить, потому, что на этих песнях я вырос, слышал их с раннего детства по радио и на (тогда еще) патефоне, звучали они в школе на уроках пения, в музыкальной школе, кое-что даже пелось в компании, когда стал постарше. Советская массовая и народная песня и симфоническая музыка были основным музыкальным фоном моего детства и юности. Все остальные жанры пришли потом. Теперь по существу.

Я ни в коем случае не могу согласиться, что песня это только музыкальный жанр. Это жанр музыкально-поэтический. Имена Фатьянова, Исаковского, Лебедева-Кумача, Долматовского, Ошанина. Стоят рядом с именами Дунаевского, Блантера или Соловьева-Седого. И, в этом качестве, совершенно невозможно, на мой взгляд, рассматривать песню, а особенно Советскую песню, вне того поля идеологических, политических, духовных смыслов, которые она несет. Собственно, это понимает и уважаемый Сатурн, когда оговаривается, что нельзя относить к Советским песням, песни сложенные в той же музыкальной стилистике, но имеющие нелояльное содержание. И этой оговоркой, в определенной степени дезавуируется утверждение, что главное в Советской песне ее музыкальный стиль.
Столь же сомнительно определение Советской песни, как музыкально-психологического явления. Любая музыка оказывает то или иное воздействие на психику (вспомните хотя бы "Крейцерову сонату" Толстого). Т.е. любая музыка это явление музыкально-психологическое.
Не могу так же согласиться, что все Советские песни 30х-50х относятся к одному и тому же стилю, хотя значительное большинство из них бесспорно относится к той версии неоклассики, которая позже получила название Большого стиля. Но рядом с ним существовала и традиция идущая от народной песни (причем разных народов) и традиция камерной песни (Бернес, Утесов, Шульженко) и джазовые традиции. Не уверен, что можно отнести все это к одному стилю. Я не музыковед и мне сложно проанализировать этот пункт в корректных терминах и системе понятий этой науки, но, по ощущениям, это именно так. Вопрос жанровых рамок любого явления искусства необычайно сложен, но, коль скоро такие рамки устанавливаются, хотелось бы услышать их более или менее внятное определение, доступное для понимания иными путями, кроме чисто медитативных.
Далее. Песня, и особенно популярная, как и любое другое искусство, безусловно, является выражением социальных, во многих аспектах этого понятия, представлений о мире и своем месте в нем, о желательных и нежелательных параметрах этого мира. Причем песня, это наиболее непосредственный, оперативный и демократичный способ выражения таких представлений. В этой связи просто невозможно оторвать песню, в любых ее характеристиках, от политических и идеологических представлений своего времени, функцией которых она, в значительной степени, является. Тип эстетичесой реализации является столь же социально обусловленным, как и вообще все явления этической и эстетической сферы. Искусственно отрывать этот тип от породивших его условий, значило бы уподобиться известному животному под не менее известным. растением.
А, коль скоро, сайт определяет свой формат, как звуковую летопись эпохи, это недопустимо вдвойне. В сети довольно много сайтов, где бесхитростно сообщается, что здесь выложены песни, которые нравятся создателю сайта, и такое положение вполне приемлимо и не вызывает ни малейшего протеста. Если Совмузыка захочет тоже пойти по этому пути, возражений также не может быть, но тогда об этом стоит открыто и однозначно заявить. Но, если Совмузыка замахивается на летопись эпохи, на нечто вроде антологии Советской песни (что лично мною было бы встречено с великим энтузиазмом), то такие вопросы следует решать на серьезной методологической базе, уходя от исключительно личностных оценок и предпочтений и пытаясь нащупать некую объективность и сбалансированность.
Советская эпоха была эпохой крайне динамичной и эта динамика, как и многое другое отразилась и в песне. Большой стиль продержался два десятилетия, но ушел бы в любом случае. Да, песни 30х-50х отличаются от позднейших, но они столь же отличаются и от предшествующих. Даже согласясь, что эти песни в музыкальном отношении совершеннее, нежели песни других периодов, нельзя автоматически делать вывод об их исключительной ценности и о малоценности иных песен. Общеизвестно совершенство поэзии Золотого века, но ни в одну антологию не включают эту поэзию в пропорции шесть к четырем. Иначе это уже не антология, а сборник поэтов Золотого века. И существование Пушкина, Лермонтова и Бора



Ответы
Ивану А
Автор: Ляксей  26.09.07 11:37  Сообщить модератору
Не стану вступать в пререкания и споры\\\\\
Вообще-то я надеюсь, что в этой ветке будут не пререкания, а нормальный разговор об особенностях, характеристиках, соотнесенности песни и ее времени. В споре же ничего плохого нет. В нем ведь известно, что рождается. Не всегда, но имеет смысл постараться. Мы сейчас начали обсуждать тему, которая вообще никем и никогда толком не обсуждалась. В Советское время, потому, что была достаточно еретична, а после у большинства пропал интерес.

слушая "Марш энтузиастов", названный Сатурном, хочется жить, творить, трудиться. Он полон этого настроения. А как послушаешь что-то в духе "Как молоды мы были", так чувство раздражения появляется.\\\\\\
Иван, ответьте пожалуйста, а почему у сторонников вашей точки зрения почти исчезают доводы, кроме - мне не нравится? Даже у тех, кто обычно не отличается отсутствием внятной аргументации.
А ваш пост, простите, у меня вызвал полнейшее дежа вю. Один в один письмо в газету или на радио в начале-середине 60х. Просто, как говорится, до запятой. Думаю, Морозов, легко найдет нечто подобное в газетах того времени.
Но сейчас ведь не середина 60х. Прошло почти полвека. Надо, черт возьми, наконец что-то понять, кроме хочу-не хочу и нравится-не нравится. Я бы предпочел, чтоб этим занимались серьезные специалисты, а не мы, любители. Но что делать, если никого, кроме нас это пока не интересует.


Лэйку
Автор: Ляксей  26.09.07 11:46  Сообщить модератору
Строго говоря, понятие "Большой стиль", вообще относится к архитектуре. Но, если архитектура, это застывшая музыка, то, наверно, музыка, это ожившая архитектура.


в тему
Автор: Сатурн  26.09.07 12:31  Сообщить модератору
Думаю, стоит на данный момент обсудить вот что. В нашем споре выкристаллизовалось определённое деление спорщиков на, условно, две группы. Обе группы согласны в том, что в 60-е годы произошло что-то (пока неопределённое и очень смутно понятое) в музыкальных формах самовыражения. Разногласия начинаются вокруг оценки и концептуализации этого самого "что-то". Реакция Ивана и ответ Ляксея на неё во многом символизируют эти разногласия. В какой-то степени позиция Ивана делает некоторые выводы Ляксея сомнительными. Например, если отношение к песням и музыкальным стилям продиктовано только ассоциативными причинами (типа, мне эта песня нравится, потому что я был молод и полон сил, когда она часто звучала в эфире), то реакция Ивана окажется непонятной (если я не ошибаюсь, нашему Ивану А. около 20 лет). Иван открыл для себя советскую песню уже в постсоветский период и, таким образом, водораздел 60-х годов он воспринимает более обострённо. Фокусом дебатов опять-таки предстаёт проблема того, что произошло в 60-е годы и, соответственно, что же молодых людей, как Иван (да и я, который всё-таки застал советский период) привлекает именно в музыкальных формах, принятых до начала-середины 60-х годов?

Я лично дал свою версию ответа на этот вопрос. А вот теперь интересно услышать ответ и от противоположной стороны.

О доводах Олега напишу позже. Они очень интересны и в то же время очень опасны. Объясню чуть позже.




Такой небольшой наброс.
Автор: S.N.Morozoff  26.09.07 12:31  Сообщить модератору
Что я слушаю во время "большого скана" - 6-8 часов у станка.

Ну, к примеру:

"Рельсы упрямо режут тайгу,
Дерзко и прямо, в зной и в пургу.
Веселей, ребята, выпало нам
Строить путь железный, а короче - БАМ".

Очень помогает.


происхождение
Автор: Прохожий  26.09.07 13:02  Сообщить модератору
У "классической" (т.е. до 1960 г.) Советской Песни явственно прослеживаются своеобразные "три источника и три составных части".
А) ТРИ источника:
1. Революционная песня
2. Классическая австро-германская опереточная музыка (Штраус, Оффенбах, Целлер, Миллекер и т.п.)
3. Народная песня
Б) ТРИ составных части
1. Маршевая патриотическая песня
2. Лирическая песня (как правило, с элементами идеологизации)
3. Стилизованная "народно-патриотическая" песня
Песни после 1960 г можно назвать "постклассическими". "Источники и составные части" здесь уже во многом ДРУГИЕ. Трудно сказать, насколько это можно считать признаками "размывания жанра". Но сравнение огромного числа классических советских песен о Родине с "постклассической" детсадовской речёвкой "я, ты, он, она, есть великая страна" явно не в пользу последней.


Сатурну
Автор: Ляксей  26.09.07 14:08  Сообщить модератору
В какой-то степени позиция Ивана делает некоторые выводы Ляксея сомнительными. Например, если отношение к песням и музыкальным стилям продиктовано только ассоциативными причинами (типа, мне эта песня нравится, потому что я был молод и полон сил, когда она часто звучала в эфире),\\\\\\
Не делает сомнительными. Возраст еще не определяет вкусы автоматически, но как общий случай. Мои дети, чуть старше Ивана, но Советскую песню знают и относятся к ней позитивно, понятно почему, хоть и не увлекаются ею. А вот их сверстники часто не имеют представления не только о Советских песнях, но и о классике рока. У меня вот одним из любимейших произведений, является фортепианный концерт Грига, но, честное слово, я не настолько древен. Да и оперетты Кальмана, самые мои любимые, появились задолго до моего рождения. Причем нравятся они мне больше даже не в исполнении наших театров, но в австрийских вариантах, хотя услыхал я их достаточно поздно. И закладываются эти связи не тогда, когда "молод и полон сил", а гораздо раньше, может еще в младенчестве. Их, чаще всего, не только вспомнить, но и осознать трудно.
Уверен, что какой-то канал передачи у Ивана был с детства. У вас, думаю, тоже. Психика, конечно, вещь непростая, всякое случается. Возможно, что кто-то увлечется фольклором, к примеру, эскимосов просто так, необъяснимо, с рациональных позиций. Но чтоб так увлеклись тысячи - не бывает.

Я лично дал свою версию ответа на этот вопрос.\\\\\
Пока ваша версия (как и версия Ивана) сводятся только к тому, что существует значимая группа людей, для которой эти песни ближе, потому, что они больше соответствуют Советскому менталитету. Ну и всякие эмоциональные определения. А поздние песни соответствуют меньше, или не соответствуют вообще. И тоже определения. Это еще не версия. Я и прошу у вас уже который пост дать рационально понимаемые доводы. Что именно и почему, а не только эмоциональное восприятие.


Прохожему.
Автор: Ляксей  26.09.07 14:44  Сообщить модератору
Спасибо, очень любопытно. Не музыковед, оценивать не берусь, поэтому принимаю, как опорную точку.
Т.е. по-вашему получается, что из трех источников, два - западного происхождения. (Интернационал, Марсельеза, Варшавянка не в России же созданы) .
Тогда получается, что реально в 60е изменились элементы 2 (по вашей классификации) и 3. Народ изменился и традиционная народная песня просто умерла по этой и другим причинам. Ну, хотя бы по той, что была она на 99% крестьянской. А, не говоря о том, что доля крестьян резко уменьшилась, у жницы, косаря на покосе, пастуха на опушке просто не может быть одинаковой песни с трактористом, комбайнером и оператором машинного доения.
Элемент 2 заменяется иной, но столь же европейской музыкальной традицией, а элемент 3 (как мне кажется) еще сменился с крестьянской на городскую традицию, с иной ритмикой и иным, мелосом. (урбанизацию ведь нельзя же не принимать в расчет).
Т.е. сдвиги были в полном соответствии с тем, что и создавалось Советской политикой. Ориентация же во внешних заимствованиях сменилась с проигравших в войне стран, на страны победители - Англию и Францию.
Что же касается составных частей, то все они имели место быть и в 60е - 70е.(маршей стало поменьше, но были).

Но сравнение огромного числа классических советских песен о Родине с "постклассической" детсадовской речёвкой "я, ты, он, она, есть великая страна"\\\\
Эта песня далеко не исчерпывается речевкой, она только один из элементов. А потом, почему вы сравниваете с заведомо (на ваш взгляд) проигрышным образцом? Сравните с "Днем Победы" или с "Гляжу в озера синие" или с "Лучший город земли" (твист, кстати, голимый).


Ляксею
Автор: Прохожий  26.09.07 15:17  Сообщить модератору
Рок, попса, кантри, рэп и тому подобное - далеко не ВСЯ музыка западного мира. По крайней мере, не лучшая часть этой западной музыки. Но именно эта часть почему-то и была поспешно "взята на вооружение" - то ли самими композиторами, то ли музыкальными чиновниками, указывавшими "что и как".
"Гляжу в озёра синие" - песня немного недоработанная. Там, где должны быть ПОЧТИ ОЧЕВИДНЫЕ мелодические ходы, расставлены просто одинаковые (т.е. одни и те же) повторяющиеся подряд ноты. Первое время народ пытался петь эту песню немного по-другому (добавляя недостающие мелодические ходы) - однако интуитивное "чувство мелодии" было уже потеряно.
"Лучший город земли" увы, не воспринимается. Действительно, это твист.
"День Победы" несколько лучше, хотя мелодия вначале казалась непривычной.
Ещё лучше мог бы получиться "Мой адрес Советский Союз" - если бы эту песню оркестровал Кнушевицкий, недостающие мелодические ходы добавил бы молодой (образца 1938 года!) Богословский, а исполнил бы, например, Шмелёв или Киричек с оркестром Бадхена. Неторопливо, широко, в таком же примерно духе, как "На Волге широкой" или "Спят курганы тёмные". Мелодия (с небольшими исправлениями) это вполне позволяет: ПОТЕНЦИАЛЬНО она вовсе не так уж и плоха!


Ляксею
Автор: Прохожий  26.09.07 15:49  Сообщить модератору
Да, ведь я не дал оценку песне "я, ты, он, она..." в остальных её фрагментах, т.е. за пределами обсуждавшейся "речёвки". К сожалению, оценка невысокая. Какая-то странно вычурная - и вместе с тем весьма слабая мелодия. Выкрутасы не впечатляют! Причём певица усиленно делает вид, что исполняет нечто "заведомо выдающееся", что мелодия ЯКОБЫ настолько хороша сама по себе, что её качество не может вызывать ни малейшего сомнения. Хотя всё обстоит как раз наоборот!


Прохожему
Автор: Ляксей  26.09.07 16:32  Сообщить модератору
Рок, попса, кантри, рэп и тому подобное - далеко не ВСЯ музыка западного мира. По крайней мере, не лучшая часть этой западной музыки\\\\\
Что бы вы предложили вместо? И мне не известны примеры кантри и рэпа в советской гражданской песне, попса же - понятие крайне неопределенное (Утомленное солнце и В парке Чаир, тоже попса). Использование же рока в гражданской песне - редчайше.
Речевка в "Моей стране" к рэпу отношения не имеет, он тогда еще и не появился. Скорее это отголосок синеблузных речевок 20х. К слову, именно интонации песен двадцатых очень пришлись первым ВИА. Т.е. можно говорить об известной преемственности. То же Полюшко-поле кто только не исполнял. У меня есть вариант даже в исполнении Блэкмора. Думал выложить как-то, да с блюстителями неохота связываться. И не заметил, чтобы "Мою страну" Ротару пела как-то особенно. Пела с ее обычным драйвом и в ее обычной манере не делая никакого вида.

"Лучший город земли" увы, не воспринимается.\\\\
Что и как воспринимается - вопрос индивидуального восприятия. Песня уже дано стала одной из визитных карточек Москвы. Мопассан, как известно, ненавидел Эйфелеву башню а Толстой не переносил Шекспира. Но это ни на что не повлияло.
И потом, почему то, что песня кем-то не воспринимается (подавляющим большинством воспринимается прекрасно уже полвека) делает ее недостаточно советской? Вот этого я никак не могу понять. Ну пусть песня плохая, не буду спорить. Но почему несоветская?

Ещё лучше мог бы получиться "Мой адрес Советский Союз"\\\\\\
Может быть. Но я знаю обратный пример. Мокроусовская Вологда, мало кому известная, после "Песняров" стала суперпопулярной, и остается такой уже тридцать лет. Что лучше, оставаться в безвестности, отвечая вкусам блюстителей, или стать любимой миллионами и звучащей. Могут ли ошибаться ВСЕ И СТОЛЬКО ВРЕМЕНИ?





Для Иван А.
Автор: Oleg2000  26.09.07 16:52  Сообщить модератору
\ Например, слушая "Марш энтузиастов", названный Сатурном, хочется жить, творить,
\ трудиться. Он полон этого настроения. А как послушаешь что-то в духе "Как молоды мы
\были", так чувство раздражения появляется.

А от "Ты только одна" Дзержинского-Харитонова, "Воспоминания" Иллютович-Фадеевой, "Тихого вечера" Ашкинази-Валевского хочется жить, творить, трудиться? :-)
Или от "Лолиты" ? А ведь это классики - Фрадкин и Островский! :-)

На эстраде вся музыка не могла и в принципе не может быть только советской. Вот и "Как молоды мы были" - лирика, но не гражданская. Лирика кризиса среднего возраста. "Ну что сказать, мой старый друг, мы в этом сами виноваты..." - это не Градский, это Бернес, это предыдущее поколение.

//ужасен и этот рок-стиль, в котором поют всякие "градские".
А что такое рок-стиль?
Это с десяток достаточно разных музыкальных направлений, переходящих в классику. Весь вопрос в мировоззрении и эстетическом чувстве авторов и исполнителей.
"У деревни Крюково" - это рок? Или это традиции лирических песен Великой Отечественной?
И какая песня более "советская" - "У деревни Крюково" или более сентиментальная и меланхоличная "Грустные ивы"?
"Расскажите, птицы" - это рок? Или это тематическое продолжение классического "Летите, голуби"?


Для Прохожего
Автор: Oleg2000  26.09.07 17:25  Сообщить модератору
\Б) ТРИ составных части
\1. Маршевая патриотическая песня
\2. Лирическая песня (как правило, с элементами идеологизации)
\3. Стилизованная "народно-патриотическая" песня

Увы.
"Авиамарш" - это уже аранжировка фокса. :-)

"Песня о Щорсе" еще как-то вписывается в 3*3, но вот "Широка страна моя родная" - это просто просится быть исполненным большим джазовым оркестром. Знаете, почему ее Робсон ее так прекрасно пел? Он ее пел, как спиричуэлс, один из жанров, на котором основан американский блюз начала 20 века.

\Ещё лучше мог бы получиться "Мой адрес Советский Союз" - если бы эту песню оркестровал Кнушевицкий...а исполнил бы, например, Шмелёв или Киричек с оркестром Бадхена
Хм, это как бы получилось? Тогда уж лучше, наверное, Абрамов или Кострица бы подошел, тут текст ведь немного с юмором :-)


Ляксею
Автор: Сатурн  26.09.07 21:12  Сообщить модератору
Музыка - это во многом манипуляция эмоциональными состояниями, поэтому НЕэмоционального подхода к ней и не может быть в принципе (строго объективно можно говорить в музыкальных научных терминах только о структуре мелодии и организации гармонии в ней - я лично в этом некомпетентен). Например, вальс по эмоциональному воздействию и предназначению отличается от марша. С этим вряд ли имеет смысл спорить. Теперь по сути вопроса.

Дискуссии стоит, я думаю, придать некий новый ракурс, который способен продвинуть нас вперёд. Молодые люди, которые открыли для себя советскую песню либо уже в постсоветский период, либо в период быстрого увядания советского проекта, являются продуктами своего времени (извините за клише) и выросли в атмосфере определённых музыкальных ритмов и определённых эмоциональных состояний, которые эти ритмы вызывают. Тяга к музыке ИМЕННО "Большого стиля" для таких молодых людей (говорю и о себе, в частности) есть некое отрицание, отторжение современной гадости, пошлости, тупости, животности, мелкости, прозаичности, банальности, плоскости, рутинности. ИМЕННО музыка и песни "Большого стиля" контрастируют с современной музыкой (1980-е - 2000-е гг.) наиболее резко и радикально. В песнях того периода, в песнях, выполненных в тех канонах мелодики и исполнения есть что-то волшебное, что-то сказочное, что-то очень чистое, светлое, уверенное, простое (в лучшем смысле этого слова), неподдельное, девственное. В тех песнях есть метафорика, которая совершенно отсутствует в современном повседневном быте (и уже отсутствовала в 80-е годы): поэтизация пространства, римская монументальность городов, волшебность природы и её элементов. В этих песнях - что в маршеобразных, что в лирических - есть какое-то очарование и какая-то очаровательность. "Большой стиль" ЧАРУЕТ: в нём нет мельтешения, расхлябанности, какого-то полустёба, которые присутствуют во многих МЕЛОДИЯХ и ИСПОЛНЕНИЯХ 70-х годов (особенно ВИА). Вот Морозов приводил тут пример песни "Строим БАМ". Песня по мелодии достаточно удачная, но исполнение ВИА - это просто что-то.... А ведь можно сравнить её с песней того же периода, но написанной и исполненной в канонах советской песни, - "Марш БАМ" Д.Покрасса. Последняя песня - мощная, монументальная, грандиозная, а "Строим БАМ" в исполнении ВИА - приблатнённая, приземлённая, "панибратская".


Олегу
Автор: Сатурн  26.09.07 21:36  Сообщить модератору
"А Вы не отождествляете "советскую атмосферу" с "бытовой атмосферой 1948-1958 года"?"
==============================================================
Нет, не отождествляю, так как советская песня того периода во многом не отражала многих аспектов реальности быта. Советская песня не ОТРАЖАЛА реальность, а пыталась поднять её до своего уровня волшебности, монументальности, героичности, целомудрия, солнечности или лиричности. Проблемы как раз начались с того момента, когда стали пытаться подделать под "запросы трудящихся", депоэтизировать её, снизить героическое устремление, приземлить монументальность и грандиозность, сделать песню и музыку утилитарной.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"Сравните:

"Нам нет преград ни в море, ни на суше,
Нам не страшны ни льды ни облака.."

"Мы сильные духом! Мы дети Земли!
Мы смелые! Смелы! И нас не смели!"

Почему второе создает иную атмосферу, чем первое?
Потому что второе-рок? А первое - это марш-фокстрот. "Нам-ли... стоять на мес-те... тарара-рара-рарара-рара..."
====================================================
Если так рассуждать, то любую вещь можно исполнить в неприемлемых для неё формах. Можно, конечно, превратить "Марш энтузиастов" в фокстротную песенку. Но возникает вопрос: а зачем?


По остальным пунктам см. в ответе Ляксею выше.


В дополнение Сатурну
Автор: Кайнак  26.09.07 21:51  Сообщить модератору
Молодые люди, которые открыли для себя советскую песню либо уже в постсоветский период...выросли в атмосфере определённых музыкальных ритмов и определённых эмоциональных состояний, которые эти ритмы вызывают. Тяга к музыке ИМЕННО "Большого стиля" для таких молодых людей (говорю и о себе, в частности) есть некое отрицание, отторжение современной гадости...\\ Именно так, уважаемый Сатурн, и я принадлежу к этому поколению. Считаю нужным, однако, отметить, что отрицание и протест относятся в подавляющем большинстве своём направлены ИМЕННО против сегодняшней действительности, но это никак не отражается на последующих 60-х. Несомненно, и это время принесло свои плоды и как исключение (если пожелаете) некоторы творения по духу можно отнести и к предшествующим 30-50-м. Одно остаётся для меня непонятным, почему в противовес сегодняшней попсе в самом широком смысле слова "цепляет" именно Советская песня 30-50х. Неужели только потому что это уже так далеко? Или всё же есть то, что способно задевать нитки души любого поколения?


Прохожему о песне "Гляжу в озёра синие".
Автор: Сатурн  27.09.07 00:56  Сообщить модератору
Песня, на мой взгляд, ПОЛНОСТЬЮ соответствует канонам советской песни. Недостатков в мелодии тоже, откровенно говоря, не ощущаю. Мелодия немного потусторонняя, загадочная, немного грустная, задумчивая, щемящая. Музыкальные мостики между куплетами - просто верх композиторского таланта. Вся песня укладывается в первую поэтическую и музыкальную фразу: "Гляжу в озёра синие..." Песня созерцательная, философская с отличной мелодией.


Кайнаку
Автор: Сатурн  27.09.07 03:15  Сообщить модератору
"Одно остаётся для меня непонятным, почему в противовес сегодняшней попсе в самом широком смысле слова "цепляет" именно Советская песня 30-50х. Неужели только потому что это уже так далеко? Или всё же есть то, что способно задевать нитки души любого поколения?"
=================================================================

Да, это очень интересный вопрос. Точного ответа, думаю, никто не в состоянии дать. Я предложу свои мысли по этому поводу.

Мне кажется, что в советских песнях указанного периода есть "что-то" (знаю, знаю, сейчас Ляксей на меня накинется и станет требовать точных, совершенно объективных параметров этого "что-то"!), чего ТАК СИЛЬНО не хватает в песнях сегодняшнего дня, но на что внутренняя потребность не полностью озверевшей души существует. Это потребность в возвышенном, но не экзальтированном, в романтичном, но не антисоциальном, в чистом, но не в пуристическом, потребность в героическом, в крупном, в грандиозном, в сказочном, в чём-то разрушаещем сухую и бестолковую рутину мелкой жизни, в которую мы все ввергнуты....


Сатурну о песне "Гляжу в озёра синие"
Автор: Прохожий  27.09.07 09:26  Сообщить модератору
Практически полностью согласен с Вашей оценкой этой песни. Хотя, будь я композитором или оркестровщиком, может быть и сделал бы её чуть-чуть более "мощной", ближе к канонам "Большого Стиля". Но и без этого песня действительно великолепная, особенно в исполнении О.Воронец (есть на сайте) а также в исполнении русских народных хоров (было 2-3 варианта, ни один пока не найден).


Сатурну
Автор: Oleg2000  27.09.07 10:01  Сообщить модератору
\Можно, конечно, превратить "Марш энтузиастов" в фокстротную песенку. Но возникает вопрос: а зачем?

Действительно, зачем, если это фокстрот и есть? С дореволюционными русскими военными маршами у этого произведения нет преемственности. Быстрый, меняющийся ритм, воздушная, радостная мелодия - это не строевая песня, это шаговый танец.

Что интересно, Пахмутова в конце 50-х - начале 60-х полностью выводит фокстрот из советской гражданственной песни и вводит, в первую очередь, классический романс, а затем, в некоторых вещах, танго. "Письмо на Усть-Илим" (кстати, римейк Ирины Шведовой очень даже неплох!), "Прощание с Братском" - это все восходит к традициям романса. А вот в маршах Пахмутова возвращается от фокстрота к традициям солдатской народной песни "Песня о тревожной молодости" и к строевой песне.
Почему? А не танцует уже в 60-х молодежь фокстрот. А вот романсами заинтересовалась.

\ Советская песня не ОТРАЖАЛА реальность, а пыталась поднять её до своего уровня волшебности, монументальности, героичности, целомудрия, солнечности или лиричности.

Очень хорошо. Тогда рок - это советская песня, например, "Это ты, наша молодость". Солнечная, лиричная, целомудренная, волшебная песня.

"И как все-таки здорово, здорово, здорово,
Строить первую в жизни свою магистраль...
Это ты, наша молодось, молодость, молодость,
Озаряешь огнями таежную даль".

Или "На дальней станции сойду", "Рассвет - чародей"...


Олегу и Ляксею
Автор: Иван А.  27.09.07 10:01  Сообщить модератору
Думаю, что в данном случае мой взгляд, возможно, и был продиктован некоторыми личными пристрастиями, вкусами и взглядами. Доводы, подтверждающие мое мнение, все же имеются. Например, то, что многие песни 1970-80-х, имея хорошие слова, абсолютно проигрывают в плане мелодики и оркестровки. Что же до того, что говорит мне Олег, то тут он, пожалуй, прав. Я совсем не хотел сказать, что все песни того периода вызывают те же чувства, что и упомянутые мною. Так песни "Тихий вечер", "Ты только одна", "Лирическая песня" М.Блантера и т.п. принадлежат совсем к другому разделу - лирических песен 1940-1950гг. Они пробуждают совсем другие чувства, нежели "Марш энтузиастов", но тоже светлые и позитивные. Ваша точка зрения мне вполне понятна, пусть и имеет некоторые различия с моей. Молодые люди склонны заблуждаться, говоря о чем-то старом. Так и я. Просто искренне высказался, не желая кому-то сделать неприятно.


Страницы: Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Следующая Последняя Без разбивки по страницам 


Добавить ответ:
Ваше имя/ник:

Ваш email:

Ваш пароль:
Запомнить пароль    Как зарегистрироваться?
Тема:

Текст сообщения:




НАЗАД



© CopyLeft Lake, 2001 - 2024