Поиск   По    
О Проекте Новости сайта Песни на CD-ROM Email Форум сайта English
 
 Наша Двадцатка
 Новинки
 Алфавитный указатель
 Авторы и исполнители
 Исторические периоды
    Дореволюционный
    Послереволюционный
    Предвоенный
    Великая Отечественная
    Послевоенный
    Оттепель
    Поздний СССР
 Тематические разделы
    Песни о Родине
    Советская лирика
    Песни о Труде
    Песни о городах
    Праздничные песни
    Морские песни
    Спортивные песни
    Пионерские песни
    Молодежные песни
    Песни о Вождях
    Песни о Героях
    Революционные
    Интернационал
    Речи
    Марши
    Военные песни
    Военная лирика
    Песни о ВОВ
 Плакаты
 Самодеятельность


 Друзья сайта:
    Александра Пахмутова
    Ретро Фонотека
    Старые газеты
    Старый песенник


 Реклама:
 

 





Привет форумчанам
Форум сайта
"Советская музыка"

Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме, непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.

НАЗАД
Страницы: Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Следующая Последняя Без разбивки по страницам 
Тема
Открытая дискуссия по жанру советской песни
Автор: Сатурн     25.09.07 12:25  Сообщить модератору

В соседней ветке Ляксей поднял ряд важных вопросах о сути и гранях представленного на сайте жанра. Переношу его сообщение сюда. Далее последует мой ответ.


Ляксей пишет:
===================================================================
Тема достаточно сложная. Чтобы удовлетворительно ее осветить, надо написать немаленькую статью, поэтому тезисно и фрагментарно.
Я почти целиком согласен, что описываемый сегмент чрезвычайно интересен и сам отношусь к нему с большой любовью. Мне не нужно было к нему ниоткуда приходить, потому, что на этих песнях я вырос, слышал их с раннего детства по радио и на (тогда еще) патефоне, звучали они в школе на уроках пения, в музыкальной школе, кое-что даже пелось в компании, когда стал постарше. Советская массовая и народная песня и симфоническая музыка были основным музыкальным фоном моего детства и юности. Все остальные жанры пришли потом. Теперь по существу.

Я ни в коем случае не могу согласиться, что песня это только музыкальный жанр. Это жанр музыкально-поэтический. Имена Фатьянова, Исаковского, Лебедева-Кумача, Долматовского, Ошанина. Стоят рядом с именами Дунаевского, Блантера или Соловьева-Седого. И, в этом качестве, совершенно невозможно, на мой взгляд, рассматривать песню, а особенно Советскую песню, вне того поля идеологических, политических, духовных смыслов, которые она несет. Собственно, это понимает и уважаемый Сатурн, когда оговаривается, что нельзя относить к Советским песням, песни сложенные в той же музыкальной стилистике, но имеющие нелояльное содержание. И этой оговоркой, в определенной степени дезавуируется утверждение, что главное в Советской песне ее музыкальный стиль.
Столь же сомнительно определение Советской песни, как музыкально-психологического явления. Любая музыка оказывает то или иное воздействие на психику (вспомните хотя бы "Крейцерову сонату" Толстого). Т.е. любая музыка это явление музыкально-психологическое.
Не могу так же согласиться, что все Советские песни 30х-50х относятся к одному и тому же стилю, хотя значительное большинство из них бесспорно относится к той версии неоклассики, которая позже получила название Большого стиля. Но рядом с ним существовала и традиция идущая от народной песни (причем разных народов) и традиция камерной песни (Бернес, Утесов, Шульженко) и джазовые традиции. Не уверен, что можно отнести все это к одному стилю. Я не музыковед и мне сложно проанализировать этот пункт в корректных терминах и системе понятий этой науки, но, по ощущениям, это именно так. Вопрос жанровых рамок любого явления искусства необычайно сложен, но, коль скоро такие рамки устанавливаются, хотелось бы услышать их более или менее внятное определение, доступное для понимания иными путями, кроме чисто медитативных.
Далее. Песня, и особенно популярная, как и любое другое искусство, безусловно, является выражением социальных, во многих аспектах этого понятия, представлений о мире и своем месте в нем, о желательных и нежелательных параметрах этого мира. Причем песня, это наиболее непосредственный, оперативный и демократичный способ выражения таких представлений. В этой связи просто невозможно оторвать песню, в любых ее характеристиках, от политических и идеологических представлений своего времени, функцией которых она, в значительной степени, является. Тип эстетичесой реализации является столь же социально обусловленным, как и вообще все явления этической и эстетической сферы. Искусственно отрывать этот тип от породивших его условий, значило бы уподобиться известному животному под не менее известным. растением.
А, коль скоро, сайт определяет свой формат, как звуковую летопись эпохи, это недопустимо вдвойне. В сети довольно много сайтов, где бесхитростно сообщается, что здесь выложены песни, которые нравятся создателю сайта, и такое положение вполне приемлимо и не вызывает ни малейшего протеста. Если Совмузыка захочет тоже пойти по этому пути, возражений также не может быть, но тогда об этом стоит открыто и однозначно заявить. Но, если Совмузыка замахивается на летопись эпохи, на нечто вроде антологии Советской песни (что лично мною было бы встречено с великим энтузиазмом), то такие вопросы следует решать на серьезной методологической базе, уходя от исключительно личностных оценок и предпочтений и пытаясь нащупать некую объективность и сбалансированность.
Советская эпоха была эпохой крайне динамичной и эта динамика, как и многое другое отразилась и в песне. Большой стиль продержался два десятилетия, но ушел бы в любом случае. Да, песни 30х-50х отличаются от позднейших, но они столь же отличаются и от предшествующих. Даже согласясь, что эти песни в музыкальном отношении совершеннее, нежели песни других периодов, нельзя автоматически делать вывод об их исключительной ценности и о малоценности иных песен. Общеизвестно совершенство поэзии Золотого века, но ни в одну антологию не включают эту поэзию в пропорции шесть к четырем. Иначе это уже не антология, а сборник поэтов Золотого века. И существование Пушкина, Лермонтова и Бора



Ответы
Олегу
Автор: Сатурн  27.09.07 10:12  Сообщить модератору
Объясните чётко и тезисно В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША ПОЗИЦИЯ?

Одним словом, в чём я НЕПРАВ?

Существует ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО людей, которые ощущают КАЧЕСТВЕННУЮ границу, разделяющие советскую песню до и после, условно говоря, начала 60-х годов. Вы, кажется, отстаиваите позицию, которая отрицает эту качественную границу: мол, действительно, ну какая разница между "Маршем энтузиастов" (фокстротом) и "Это ты, наша молодость" (тоже жизнерадостной и солнечной песенкой)? И впрямь, вот сейчас прослушал - ну просто неразличимые вещи!....

Сообщение отредактировано модератором leonid 27.09.2007 10:18




Олегу - некоторые ответы
Автор: Сатурн  27.09.07 10:45  Сообщить модератору
"Действительно, зачем, если это фокстрот и есть? С дореволюционными русскими военными маршами у этого произведения нет преемственности. Быстрый, меняющийся ритм, воздушная, радостная мелодия - это не строевая песня, это шаговый танец."
================================================================

Абсолютно несогласен! Мелодийные корни "Марша энтузиастов" в австро-германской оперетте. Более того, "Марш энтузиастов" - это не шаговый танец, а массовое, "подъёмное" шествие с развевающимися на весеннем ветру алыми знамёнами...
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"Что интересно, Пахмутова в конце 50-х - начале 60-х полностью выводит фокстрот из советской гражданственной песни и вводит, в первую очередь, классический романс, а затем, в некоторых вещах, танго. "Письмо на Усть-Илим" (кстати, римейк Ирины Шведовой очень даже неплох!), "Прощание с Братском" - это все восходит к традициям романса. А вот в маршах Пахмутова возвращается от фокстрота к традициям солдатской народной песни "Песня о тревожной молодости" и к строевой песне."
=============================================================

Абсолютно несогласен! Мелодийные корни пахмутовских маршевых песен 50-х - начала 60-х - в традиционной революционной песне (что в какой-то степени включает и народно-солдатский мелос) и в творчестве композиторов РАПМа (в особенности, З.Компанейца и М.Коваля). Хотя и здесь обобщать довольно трудно. "Песня о тревожной молодости" явно в чём-то навеяна "Песней былых походов" З.Компанейца, а "Коммунизм - это молодость мира" "Юностью" М.Коваля. "Нас мечта зовёт, подруги" является просто более новым аналогом "Марша женских бригад" И.Дунаевского, который в свою очередь выполнен в традициях, близких пролеткультовским. А вот марш "Годы счастья и весны" - это опять-таки дань австро-германской опереточной традиции, трансформированной И.Дунаевским. Это, пожалуй, также как и "Молодеет вся планета" продолжение традиций Дунаевского в советской песне.

Насчёт возраждения Пахмутовой классического романса - неуверен, хотя и отрицать это наобум не стану. Ясно, однако, что Фрадкин и Богословский для этого (введения классического романса с некими видоизменениями) сделали несравненно больше в 50-е годы.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Очень хорошо. Тогда рок - это советская песня, например, "Это ты, наша молодость". Солнечная, лиричная, целомудренная, волшебная песня.

"И как все-таки здорово, здорово, здорово,
Строить первую в жизни свою магистраль...
Это ты, наша молодось, молодость, молодость,
Озаряешь огнями таежную даль".

Или "На дальней станции сойду", "Рассвет - чародей"...
===============================================================
Замечательные песни! Ничего против них не имею, также как ничего не имею против увертюры Вагнера к "Тристану и Изольде", симфонии "Манфред" Чайковского, "Песни Сольвейг" Грига или скрипичному концерту Сибелиуса! :-)

Почему замечательная песня "Это ты, наша молодость", мягко говоря, не совсем полностью является эталоном советской песни, см. в моём посте Ляксею и Кайнаку.


Ивану
Автор: Сатурн  27.09.07 10:59  Сообщить модератору
"Доводы, подтверждающие мое мнение, все же имеются. Например, то, что многие песни 1970-80-х, имея хорошие слова, абсолютно проигрывают в плане мелодики и оркестровки."
==================================================================

Ваня, Ваши оппоненты не среагируют на такие доводы. Они Вам скажут: "а мы, дескать, так не считаем!" Это тупиковый путь, путь в никуда. Дело в другом. Практически ВСЕ песни на советскую тематику 70-80-х уступают даже самым посредственным СОВЕТСКИМ песням "Большого стиля". И дело не только в оркестровке и проч. Дело в том, что классические советские песни насквозь пронизаны НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ВОЛШЕБНОСТЬЮ (и в описаниях мощных грандиозных шествий, и в волевом, монументальном порыве, и в поэтике природы, и т.д.) Это песни НЕпростых людей, а сказочных, волшебных людей, людей будущего, людей, которые ещё должны появиться. Песни позднесоветские ПРИЗЕМЛЕНЫ. Радость в них передаётся уже не в той грандиозности и радикализме, в которой она передавалось в "Большом стиле". Лиричность уже более доступная, интимная, подкупающе сентиментальная.


Сатурну
Автор: Oleg2000  27.09.07 11:13  Сообщить модератору
\ Объясните чётко и тезисно В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША ПОЗИЦИЯ?

1. Советская песня - не какой-то определенный песенный стиль, а творческий МЕТОД изменения песенного стиля, популярного в тот или иной период, причем, метод, общий для всех периодов ее существования.

Подход к советской песне, как к методу изменения музыкальных стилей позволяет четко отделить советскую песню от псевдосоветских произведений вроде "Тучи в голубом" или "Девочки фабричные".

2. Цель метода советской песни - побудить слушателя поверить в некий моральный идеал или систему таких идеалов, соответствующих человеческим воззрениям о справедливом, свободном и человечном обществе и побудить действовать в стремлении приблизить себя и окружающих к этому идеалу.

Такая формулировка цели метода советской песни позволяет рассматривать ее феномен вне утилитарного предназначения тех или иных произведений для реализации частных узкополитических задач либо укрепления власти отдельных лиц.

3. Характерная особенность советской песни - создание духовной причастности слушателя к общности людей, следующих таким моральным идеалам и приближающих себя к ним.

При таком подходе феномен советской песни можно рассматривать как разновидность массовой духовной музыки и песнопения, что объясняет ее позитивную роль в жизни общества.


Олегу
Автор: Сатурн  27.09.07 11:29  Сообщить модератору
Спасибо за тезисы! Обязательно отвечу. Но всё-таки хочу на Вас ещё раз "надавить" по двум вопросам:

1. ЕСТЬ ЛИ КАКОЙ-ТО ВОДОРАЗДЕЛ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМАХ ДО И ПОСЛЕ, УСЛОВНО ГОВОРЯ, НАЧАЛА 60-х гг.?

2. ПОЧЕМУ ТАК МНОГО ЛЮДЕЙ, ВКЛЮЧАЯ МЕНЯ, ЭТОТ ВОДОРАЗДЕЛ ОЩУЩАЮТ?


Сатурну
Автор: Oleg2000  27.09.07 11:36  Сообщить модератору
\Дело в том, что классические советские песни насквозь пронизаны НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ВОЛШЕБНОСТЬЮ

Далеко не все.
Во-первых, если пытаться смотреть все подряд то, что создано, а не только избранное, то всплывет масса проходных вещей, особой волшебностью не обладающей. Тому же Блантеру приходилось под заказ подбирать мелодию под текст смыслового уровня попсовой эстрады: "С нами поют пионеры-отличники, мать, и сестра, и жена" (кстати, получившееся вошло в БСЭ).

Во-вторых, куда мы тогда денем "Враги сожгли родную хату"? Это великая песня. Никакого монументального порыва, никакой готовности к свершениям, никакой поэтики природы. Ничего, кроме бытового описания. А песня великая.


Олегу
Автор: Сатурн  27.09.07 11:50  Сообщить модератору
"Советская песня - не какой-то определенный песенный стиль, а творческий МЕТОД изменения песенного стиля, популярного в тот или иной период, причем, метод, общий для всех периодов ее существования."
===========================================================

Как я уже говорил, на первый взгляд, довольно убедительное заявление, но стоит покопать вглубь и ... разверзаются воистину огромные пропасти. В чём же опасность такого подхода?

Советский Союз просуществовал чуть более 70 лет. За этот период советская песня во многом прошла путь от дореволюционной коммунистической и народно-освободительной песни до позднесоветских песен. Но вопрос тут вот в чём? Песни какого периода советского революционного духа нам более всего интересны - периода взлёта этого духа, период его зенита, его наибольшего радикализма, его безграничной амбициозности, его непримиримости к "снижению полёта" или же периода "нормализации", "стабилизации", приземлённости, отсутствия грандиозности и почвенности? Я знаю, что высказываю здесь довольно спорную мысль, но мне кажется, что "большой стиль" - это музыка советского триумфа, мобилизации, радикализма, непримиромости, надчеловечности, благородства, монументальности, солнца и стали, золотых полей и синих рек, а позднесоветские песни - это песни демобилизации, человечности, заигрывание с приблатнённостью, начало гниения, разложения, сентиментализация мощи и массового напора.


Далее, что касается отношения к популярным стилям. Советская музыка - это во многом противопоставление всяким стихийно возникающим популярностям. Да, я признаю, что советская песня повзаимствовала многое из разных стилей, но эти стили были приемлемы для неё! Старинный вальс можно было трансформировать в бравурный, полный монументальности и гирлянд огней или задушевно-чистый советский вальс (например, "Вечер вальса" И.Дунаевского или "В Колонном зале" Л.Лядовой) и т.д. А вот рок и всё, что пришло с ним, ИНТЕГРИРОВАТЬ В СОВЕТСКУЮ ПЕСНЮ БЫЛО НЕЛЬЗЯ!


В поддержку Сатурну
Автор: Кайнак  27.09.07 11:59  Сообщить модератору
По поводу "надавленных" двух вопросов. Что касается водораздела, то тут, как мне кажется, разница между самими стадиями развития СССР. Полагаю, что время 30-50х - время расцвета (извиняюсь за выражение) империи, а последующие годы - уже долгая и мучительная агония, если хорошенько присмотреться. Что касается объективности и реалистичности отражения времени в песнях, то кто сказал, что полная объективность - это хорошо? В этом плане плюс к Советской песне (как мы её понимаем) - это некоторое отчуждение от суровой реальности своего времени,сродни отчуждению произведений великих писателей и поэтов от их личности. Так пусть уж лучше хотя бы в памяти поколения помладше те времена, те годы останутся светлее


Сатурну
Автор: Oleg2000  27.09.07 12:00  Сообщить модератору
\ 1. ЕСТЬ ЛИ КАКОЙ-ТО ВОДОРАЗДЕЛ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМАХ ДО И ПОСЛЕ, УСЛОВНО ГОВОРЯ, НАЧАЛА 60-х гг.?

Водоразделов на самом деле несколько.

Первый водораздел начинается в середине 40-х, когда появляется (и несколько лет не осознается музыкальной критикой) очень мощный формат гражданской лирики. В 1948 году этот формат еще не сознается.
"К сожалению, в наше лирическое песнетворчество просочилось также влияние западного эстрадно-джазового репертуара. Этим влиянием отмечены некоторые песни Н. Богословского, М. Фрадкина, а также «опусы» «композиторов»-дилетантов, к сожалению, часто подвизающихся в области песни. Пессимизм, надрыв, манерность, дешевый салонный изыск — вот что связано с не изжитым еще «западничеством» в нашей песенной литературе."
"Беда Богословского в том, что он отошел от народного творчества, от основных путей развития советского искусства. Это и привело его к созданию таких порочных произведений, как песни из кинофильма «Большая жизнь» (вторая серия), пропитанные кабацкой меланхолией. Для фильма «Два бойца» Богословский написал песни «Темная ночь» и «Шаланды». Первая из этих песен — унылый блюз; не случайно она стала предметом иронических пародий. "
"М. Фрадкин, так счастливо начавший свой творческий путь «Песнью о Днепре», позже написал «Случайный вальс». Кто-то оказал композитору дурную услугу, переименовав эту песню в «Офицерский вальс». Таким образом, ресторанная «поэзия» случайных встреч была воссоединена с обликом советского офицера. Это еще более усугубило порочность произведений."
"Спорной песней является «Землянка» Листова. Песня эта «берет за душу»; но в ней есть сгущение мрачных красок."
(Л. Данилевич. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. М., Музгиз, 1948г)

К концу 50-х призывная молодежь военных лет возмужала и песенная лирика стала классикой.

Сложность оценки перелома середины 40-х в том, что в конце 40-х из-за холодной войны было заторможено преобразование свинга в советской песне. Появление свинга было сдвинуто в 60-е и наложилось на другие музыкальные стили.

Второй перелом - начало-середина 60-х.
Особенности его следующие:
1. В советскую песню из-за задержек "холодной войны" стало входить в открытом виде сразу много новых стилей. Это сделало данный перелом более заметный, чем перелом конца 40-х.
2. Из песенного языка исчез канцелярит и в целом наметилась тенденция использования более сложных поэтических приемов.

Третий перелом "размазан" по 70-м и связан с распространением такой разноплановой музыкально-песенной формы, как ВИА. С эстрады в значительной мере уходит джаз.

2. ПОЧЕМУ ТАК МНОГО ЛЮДЕЙ, ВКЛЮЧАЯ МЕНЯ, ЭТОТ ВОДОРАЗДЕЛ ОЩУЩАЮТ?
Потому что на второй перелом наложился как затянувшийся первый (из-за общей консервации всей нашей эстрады в период 1948-1958 гг), так и начинающийся третий.


Сатурну
Автор: Oleg2000  27.09.07 12:16  Сообщить модератору
А вот рок и всё, что пришло с ним, ИНТЕГРИРОВАТЬ В СОВЕТСКУЮ ПЕСНЮ БЫЛО НЕЛЬЗЯ!

Так все-таки, что такое рок?


Олегу
Автор: Сатурн  27.09.07 12:21  Сообщить модератору
Отвечу попозже - пора и отдохнуть! :-)

А всё-таки молодец Л.Данилевич! В 1948 г. (!) предвидел(а) куда может пойти "гуманизация" советской музыки...

Очень коротко. Всё-так потасовки середины 40-х годов - это борьба внутри ОДНОГО лагеря в том смысле, что и осуждаемые эстрадные "песенки" и официально одобряемые советские песни имели чёткую мелодию, не включали в неё какие-то роковые элементы, не занимались какофонией или фетишизацией ритмики.


Олегу
Автор: Сатурн  27.09.07 12:28  Сообщить модератору
"Так все-таки, что такое рок?"
===========================

Не знаю и знать не желаю. Могу сказать только одно: как только слышу роковую музыку, меня воротит.

Для меня ИНТУИТИВНО рок и советская музыка НЕСОВМЕСТИМЫ! Это взаимоисключающие понятия. Почему? Особо не задумовался, так как для меня это почти очевидная истина. Для меня ЛЮБАЯ роковая песня не только неспособна генерировать те состояния, которые порождает советская музыка, но даже является прямой противоположностью этим состояниям. Думаю, что со мной согласятся и другие участники дискуссии, которые симпатизируют моей позиции. Вы мне можете доказывать на всяких примерах достоинства рок-музыки, от меня это будет отскакивать как от стенки горох. Это данность. :-)


п.с. Олегу о роке
Автор: Сатурн  27.09.07 12:36  Сообщить модератору
По большому счёту, для меня (и для многих из тех, кто боролся с ним, когда он зарождался) рок - эта легитимация на музыкальном уровне каких-то импульсов, наклонностей и психологических состояний в человеке, которые нужно было ВЫТРАВЛИВАТЬ, а не потакать им. Рок - музыкальный этап дегенерации человека во всей своей (деградации) разнообразии.


Сатурну
Автор: Oleg2000  27.09.07 12:57  Сообщить модератору
\ По большому счёту, для меня (и для многих из тех, кто боролся с ним, когда он зарождался) рок - эта легитимация на музыкальном уровне каких-то импульсов, наклонностей

Это не определение рока.

Это формулировка, в которую можно подставить любое слово.
Например - "Вальс-музыкальный этап дегенерации человека во всей своей (деградации) разнообразии." :-)

\Вы мне можете доказывать на всяких примерах достоинства рок-музыки
Что такое рок-музыка?

Как мы можем говорить, совместима она или несовместима, если мы не определим, что это такое?


Сатурну
Автор: Иван А.  27.09.07 13:53  Сообщить модератору
В данном вопросе большинство доводов, конечно, звучит неубедительно. Тут общее восприятие песни зависит от многих факторов. Да и для приверженцев всяких ВИА (я не против ранних ВИА, но многие - ерунда), "градских", "антоновых" и т.п. эти доводы кажутся бредом. Да и есть ли смысл внушать что-то человеку со сложившимися убеждениями и взглядами?! Тем более, жившему в то время.

________________________________________________________
Кстати, Сатурн, стоит ли выкладывать на сайт "Песню дальних дорог" В.Соловьева-Седого? Сегодня у меня появилась такая пластинка.


Л.В. Данилевич
Автор: Oleg2000  27.09.07 14:02  Сообщить модератору
Л.В. Данилевич заведовал кафедрой теории и истории музыки Московской военной консерватории. Этим во многом и объясняется его позиция.


Сатурну и другим
Автор: Ляксей  27.09.07 16:03  Сообщить модератору
В динамиках - "Самоцветы" (как сейчас пишут в блогах)

Поскольку новых доводов не прозвучало, а на старые уже по паре раз отвечено, попробую представить некоторую обобщенную концепцию того, что представляет уважаемый Сатурн для оценки и характеризации Советской песни. Опираться буду только и исключительно на его высказывания, но позволю себе их краткий комментарий.
пршу прощения за объем, написано было уже немало. Цитаты из Сатурна отбиты косыми, мои комментарии - нет.

О происхождении Советской песни, каком-то ее генезисе, этапах, причинах и условиях ее возникновения, существования и ухода, не говорится ничего. Видимо в 30е она появилась боговдохновенно. Больше того, все это объявляется несущественным.
\\\- это прежде всего МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН! Не политический, не идеологический, не исторический, а МУЗЫКАЛЬНЫЙ!! Советская песня, как феномен МУЗЫКАЛЬНЫЙ\\\

Так же не очень важно ее вербальное содержание.
\\\\Советская массовая песня НЕ является любой песней на революционно-коммунистическую тему. НЕ является она и любой песней, в которой положительно рассказывается о каких-то аспектах Советского Союза и советской жизни\\\

Вопрос о корнях уточняется следующим образом.
\\\\Корней таких достаточно много: это и народная песня, фольклор (русский, украинский, узбекский, еврейский, армянский, молдаванский и проч.), и старинные вальсы, и камерная музыка, и романсы, и даже симфоническая музыка и классический джаз.\\\\\
Т.е. все, за неопределенными исключениями. Позже дополнительно появляется австро-германская оперетта, из модели Прохожего.

Главной и, практически единственной ценностью Советской песни объявляется -

\\\Советская массовая песня - это, прежде всего, определённая мелодическая структура, т.е., определённая МЕЛОДИКА. Но этого не достаточно для определения советской массовой песни.

МЕЛОДИКА и СТИЛЬ - важнейшие характеристики,\\\\

Особенная ценность Советской песни объясняется следующим образом.
\\\Оно в том, что только советская массовая песня может нести ту комбинацию ценнейших эмоций и состояний, какую не может нести ни один другой музыкальный жанр! Ни классика, ни рок, ни поп-музыка, НИ ЧТО!.\\\\\

Но все таки интересно ведь, что это за эмоции и состояния, не правда ли? Ответ есть и на это.
\\\\\что-то волшебное, что-то сказочное, что-то очень чистое, светлое, уверенное, простое (в лучшем смысле этого слова), неподдельное, девственное.......
это музыка советского триумфа, мобилизации, радикализма, непримиромости, надчеловечности, благородства, монументальности, солнца и стали, золотых полей и синих рек\\\\\

Отметим, что слово "советского" все же присутствует. Ни о чем больше, специфически Советском, нет ни слова. Да впрочем и не надо, потому что...
\\\Советская песня не ОТРАЖАЛА реальность, а пыталась поднять её до своего уровня волшебности, монументальности, героичности, целомудрия, солнечности или лиричности......
Дело в том, что классические советские песни насквозь пронизаны НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ВОЛШЕБНОСТЬЮ (и в описаниях мощных грандиозных шествий, и в волевом, монументальном порыве, и в поэтике природы, и т.д.) Это песни НЕпростых людей, а сказочных, волшебных людей, людей будущего, людей, которые ещё должны появиться..........\\\\\\

Видимо следует предположить, что никакой "страны героев, страны мечтателей, страны ученых" не было, как не было и "будней великих строек, веселого грохота, огней и звонов". Страна не вставала со славою навстречу дня, не поднималась на смертный бой, последний матрос не покидал Севастополь, ну и, само собой, стран, где "человек проходит, как хозяин" полным полно, а "слово гордое - товарищ" было вовсе не "дороже всех красивых слов". Все это песни сказочных, волшебных людей, которых на самом деле не было. Видимо, северных эльфов. Такое советское фэнтэзи.

В общем, все было прекрасно, но в начале 60х отчего-то окончилось. Окончилось, как и началось, без каких-то причин, само по себе. Потом были только
\\гадости, пошлости, тупости, животности, мелкости, прозаичности, банальности, плоскости, рутинности........
мельтешения, расхлябанности, какого-то полустёба, которые присутствуют во многих МЕЛОДИЯХ и ИСПОЛНЕНИЯХ 70-х годов (особенно ВИА\\\\

Вы спросите почему? Да потому!
\\Не знаю и знать не желаю. Могу сказать только одно: как только слышу роковую музыку, меня воротит.\\\\\


Но, может стоит этому просто доверять? Я бы поостерегся.
\\\\\Вся песня укладывается в первую поэтическую и музыкальную фразу: "Гляжу в озёра синие..." Песня созерцательная, философская с отличной мелодией.\\\\
Вообще то любому нормальному человеку понятно, что смысл песни совсем в других словах:
"Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой.
Грустить с тобой, Земля моя, и праздновать с тобой"
Вместо этого предлагается просто посозерцать, пофилософствовать и помедитировать "глядя в синие озера".
Зато совершенно идиотский уже и абсолютно неадекватный в 74м году


Окончание
Автор: Ляксей  27.09.07 16:04  Сообщить модератору

Зато совершенно идиотский уже и абсолютно неадекватный в 74м году "Марш БАМ" Покрасса. \\\Последняя песня - мощная, монументальная, грандиозная\\\
Правда сам Покрасс в этом не виновен. Виновны те, кто запускал и тиражировал подобную ахинею.

Кто тогда жил, помнят, как хохотали, в ответ на подобный бред, все, от молодежи, до одобрительно ухмыляющихся комсомольских функционеров, уже мечтающих, к тому времени, как будут когда-нибудь дербанить страну, одиннадцать лет всего и оставалось. Подобные песни тогда воспринимались уже как анекдоты, но ими накачивали и накачивали, с аргументами, похожими на вышеприведенные. Результат налицо.

Я бы не стал все это анализировать, в конце концов, мало ли какие взгляды бывают у людей, имеют право. Но есть одно но.
\\\\проект, руководят которым люди, понимающие что они делают, способные ОБЪЯСНИТЬ что-то людям у которых к тематике есть любопытство и интерес, которые могут ПРОСВЕТИТЬ новичков\\\\\\
Вот таким образом предлагается просвещать новичков. Предлагая им, вместо реальной Советской песни, с ее сложной, неоднозначной, даже трагичной, порой, как и жизнь СССР, жизнью, сказочное фэнтэзи, обильно украшенное набором произвольных красивых эпитетов.

Вы несогласны (ну может же человек быть несогласен)? Да вы просто псих.
\\\\\Люди, НЕСПОСОБНЫЕ понять и полюбить МЕЛОДИКУ советской массовой песни, - это уже в чём-то потерянные люди, с испорченной психикой.\\\\

Да и вообще.
\\\Все остальные – маргиналы\\\\

Но ведь должны быть хоть какие-то рациональные обоснования подобных построений? Не должны. Молчать и слушать.
\\\\ Музыка - это во многом манипуляция эмоциональными состояниями, поэтому НЕэмоционального подхода к ней и не может быть в принципе\\\

Вроде как сотни книг по истории культуры, культурологии, эстетике, искусствоведению написаны. Темы это достаточно сложные, но, с рациональных позиций, вполне осваиваемые. Опять же, десятки вузов готовят по этим отраслям знаний специалистов, не только же эпитеты им там декламируют. Что-то же и рациональное, может быть. А вот фиг вам. Неэмоционального не может быть, и точка. Может хоть это хоть как-то доказывается? Увы, никак.


Здорово, правда? Вот так ребяты, а вы говорите - купаться....


...
Автор: S.N.Morozoff  27.09.07 16:25  Сообщить модератору
Цитатник, да. :)


Вдогонку, сразу не заметил
Автор: Ляксей  27.09.07 16:28  Сообщить модератору
Существует ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО людей, которые ощущают КАЧЕСТВЕННУЮ границу, разделяющие советскую песню до и после, условно говоря, начала 60-х годов\\
Интересно, когда тот же тезис приводится в подтверждение обратной позиции, он объявляется полностью несостоятельным. Т.е большинство не понимает, оно темно, неподготовленно, у него нельзя идти на поводу и т.п.
А вот то, что некоторое, абсолютно очевидное, меньшинство эту границу ощущает, уже основания для признания такой границы единственно возможной. Причем понимание и просвещенность этого меньшинства считаются априорно установленными и не требуют доказательств.
Где-то мы это уже видели. Не в конце ли 80х, от нуйкиных, черниченок и прочих гайдаров и ельциных.


Страницы: Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Следующая Последняя Без разбивки по страницам 


Добавить ответ:
Ваше имя/ник:

Ваш email:

Ваш пароль:
Запомнить пароль    Как зарегистрироваться?
Тема:

Текст сообщения:




НАЗАД



© CopyLeft Lake, 2001 - 2024