Поиск   По    
О Проекте Новости сайта Песни на CD-ROM Email Форум сайта English
 
 Наша Двадцатка
 Новинки
 Алфавитный указатель
 Авторы и исполнители
 Исторические периоды
    Дореволюционный
    Послереволюционный
    Предвоенный
    Великая Отечественная
    Послевоенный
    Оттепель
    Поздний СССР
 Тематические разделы
    Песни о Родине
    Советская лирика
    Песни о Труде
    Песни о городах
    Праздничные песни
    Морские песни
    Спортивные песни
    Пионерские песни
    Молодежные песни
    Песни о Вождях
    Песни о Героях
    Революционные
    Интернационал
    Речи
    Марши
    Военные песни
    Военная лирика
    Песни о ВОВ
 Плакаты
 Самодеятельность


 Друзья сайта:
    Александра Пахмутова
    Ретро Фонотека
    Старые газеты
    Старый песенник


 Реклама:
 

 





Привет форумчанам
Форум сайта
"Советская музыка"

Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме, непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.

НАЗАД
Страницы: Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 Следующая Последняя Без разбивки по страницам 
Тема
Крупнейший юбилей этого года: 1 апреля исполняется 200 лет Н.В.Гоголю.
Автор: Сатурн     17.01.09 09:20  Сообщить модератору

Открываю ветку для обсуждения творчества этого гениального писателя, а также мыслей по поводу его значения в наши дни.



Ответы
Сатурн
Автор: S.N.Morozoff  1.02.09 02:11  Сообщить модератору
Сергей, а вот ЗАЧЕМ нужно давать оценки справедливости/несправедливости каких-то конкретных действий и случаев? В принципе, ЗАЧЕМ?
----------------------
Это вопрос о том, что даже в справедливой войне несправедливостей вполне хватало. Собственно, все.


Морозову
Автор: Сатурн  1.02.09 02:19  Сообщить модератору
"Означает ли это то, что правильность отражения реальности в сознании - то есть объективное мышление - это некая недостижимая линия горизонта".
===============================================================

Лучше всего об этом - у Гегеля.

История развития человеческого сознания - это история восхождения от примитивного самопонимания к Абсолютному самопониманию. Самопонимание себя невозможно без понимания других, себе подобных. Абсолютное самопонимание тождественно абсолютному пониманию других и, наоборот. Это преодоление разрыва между субъективностью и объективностью в ВОПРОСАХ устройства общества.

Вопрос же не только в этом. И Вася Грозин хорошо его ставил. Великие мыслители полностью не предвидели возможности новых элит искусственно тормозить, пускать по ложному пути этот процесс прогрессивного развития.


Морозову
Автор: Сатурн  1.02.09 02:22  Сообщить модератору
"Это вопрос о том, что даже в справедливой войне несправедливостей вполне хватало. Собственно, все."
==================================================================

Ну и что?


Сатурн.
Автор: S.N.Morozoff  1.02.09 02:25  Сообщить модератору
Ну и что?
--------------
Ничего.


Морозову
Автор: Сатурн  1.02.09 02:28  Сообщить модератору
"Ничего".
======
Вот именно! :-)

А зачем тогда сказали?


Сатурн
Автор: S.N.Morozoff  1.02.09 02:32  Сообщить модератору
Мне опять гросспапиру писать что ли? Сама-сама. (с)


Морозову (и Сатурну)
Автор: Константин Вершинин  1.02.09 11:11  Сообщить модератору
/// Практика, в том числе накопление новых знаний, время от времени заставляет нас дополнять, а то и существенным образом пересматривать ту картину мира, которая у нас в сознании сложилась и до появления этих новых знаний вроде бы вполне подтверждалась практикой, выглядела адекватной. И конца этому процессу пока не предвидится. Означает ли это то, что правильность отражения реальности в сознании - то есть объективное мышление - это некая недостижимая линия горизонта, а если точнее, объективность мышления может существовать только в рамках определенной картины мира, существующей на определенный момент времени и накопленных знаний? ///

Полностью согласен. Как раз я к этому и вёл. Это - кантовская априорная рамка культуры.
То есть то самое, что игнорируется марксистским философским материализмом.


Константин Вершинин
Автор: S.N.Morozoff  1.02.09 11:22  Сообщить модератору
Так объективное мышление есть или его нет, вот в чем вопрос! :)


Такого, как понимает его марксизм - нет. :))
Автор: Константин Вершинин  1.02.09 11:33  Сообщить модератору
Оперируя этим понятием, Вы с Сатурном называли "объективным" то, что является общим по отношению к индивиду - например, "объективное международное право", "объективная справедливость социального строя".


Сатурну.
Автор: Константин Вершинин  1.02.09 12:04  Сообщить модератору
1. /// История развития человеческого сознания - это история восхождения от примитивного самопонимания к Абсолютному самопониманию. Самопонимание себя невозможно без понимания других, себе подобных. Абсолютное самопонимание тождественно абсолютному пониманию других и, наоборот. Это преодоление разрыва между субъективностью и объективностью в ВОПРОСАХ устройства общества. ///

Этот процесс конечен?
Если да, то объясните, пожалуйста, научно, почему.

2. /// Если Вы признаёте, что существует классовая справедливость - это уже отказ от того, что правда у каждого (человека) своя. Вы уже говорите о некой КОЛЛЕКТИВНОЙ, надличностной правде. Значит, у каждого КЛАССА своя правда? Тогда получается, что исторический материализм - это всего навсего политический миф, в который ВЕРЯТ "трудящиеся", а все, что противостоит ему - политические мифы правящих кругов. Это говорит о том, что получается, что исторический материализм не имеет принципиального преимущества в своей критике философии и идеологий ему противостоящих. ///

То есть, по-Вашему, история дает трудящимся ГАРАНТИИ? И ответственность не лежит на них самих??
Что бы сказал Маркс, увидев развал Советского Союза?


Вершинину
Автор: Сатурн  1.02.09 13:07  Сообщить модератору
Константин, я всех этих вопросов много раз касался в разных дискуссиях на нашем форуме. Я не могу снова всё повторять. :-)

Очень-очень схематично.

Справедливый строй - это строй, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком и одного общества другим обществом.

Понимание и моделирование справедливого строя (строя без эксплуатации человека человеком) возможно научно, при помощи диалектической логики и исторических исследований.

Между моделью справедливого общества и реализацией этой модели в реальном, практическом мире лежит зона политической борьбы.

С конца 19-го века мы живём в мире, в котором существуют материально-технические и научно-интеллектуальные предпосылки для РЕАЛИЗАЦИИ справедливого строя.

Если бы исторический процесс продолжал в целом проходить относительно спонтанно, если бы субъективные взгляды и ощущения людей продолжали бы формироваться относительно независимо от идеологического и информационно-манипулятивного аппарата мировой капиталистической системы, то предсказанная Марксом мировая социалистическая революция произошла. Справедливый строй заменил бы несправедливый.

В результате перехода капитализма на качественно иную планку своего развития, недостаточно детально исследованную и предвиденную классиками исторического материализма, процесс формирования человеческой субъективности стал предметом колоссального идеологического и политического внимания правящих элит, отстаивающих несправедливое устройство. Человеческую субъективность ИСКУССТВЕННО пытаются отдалить от объективных представлений, загоняя последние в абстрактную и, казалось бы, никому не нужную схоластику.

Торжество справедливого устройства над несправедливым научно гарантировать нельзя. Оно не предопределено.


Сатурну.
Автор: Константин Вершинин  1.02.09 13:20  Сообщить модератору
/// Торжество справедливого устройства над несправедливым научно гарантировать нельзя. Оно не предопределено. ///

Именно это я от Вас хотел услышать.

/// моделирование справедливого строя (строя без эксплуатации человека человеком) возможно научно, при помощи диалектической логики и исторических исследований. ///

Моделирование и построение???
Итак, Вы признали, что двигатель истории есть человеческая воля.

Ваши взгляды не имеют ничего общего с историческим материализмом.


Вершинину
Автор: Сатурн  1.02.09 13:32  Сообщить модератору
"Моделирование и построение???"
===========================

Да. Две фундаментальные составляющие: (1) Абстактно-логическое "открытие" современного справедливого общества (научная революция) и (2) Воплощение этого научного открытия в жизнь.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"Итак, Вы признали, что двигатель истории есть человеческая воля."
====================================================

Нет. См. последние два абзаца моего прошлого сообщения.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"Ваши взгляды не имеют ничего общего с историческим материализмом."
========================================================

Мои взгляды отражают творческое развитие исторического материализма на принципиально новом историческом этапе мировой капиталистической системы.

:-)


Объясните мне, что такое "объективные человеческие представления".
Автор: Константин Вершинин  1.02.09 13:43  Сообщить модератору
Например -

Откуда Вы, я и другие люди знаем, что отсутствие эксплуатации = справедливость? Это объективно?
Понятие справедливости вообще нанаучно. Оно на тысячелетия ДРЕВНЕЕ т.н. научного метода.

Я вмешался в эту дискуссию, в сущности, только затем, чтобы указать на неприменимость понятия объективности (в смысле независимости от человеческого сознания) по отношению к справедливости.

Это понятие субъективно, т.е. так или иначе сконструированно человеческим сознанием. Под субъектом не обязательно понимается индивид.
Справедливость – часть мировоззрения людей, т.е. определенной суммы коллективного исторического опыта.

Когда-то понятия о справедливости не существовало вообще (когда человек находился в животном состоянии). Оно возникло как норма урегулирования отношений между людьми, а через определенное время у людей уже существовали представления о добре и зле как о нематериальных категориях, и эти самые представления передавались из поколения в поколение. Позже определенные различия в этих понятиях возникли между народами, религиями, классами.

Об «объективной» справедливости можно говорить лишь в случае получения понятия о ней исключительно путем личного опыта (что невозможно).

В бесклассовом же обществе понятие справедливости как таковое вообще будет лишено смысла, поскольку его противоположность – т. е. несправедливость – исчезнет.

Если уж на то пошло, то исторический материализм учит, что не просто материальное производство есть основа развития общества, но и что история общества есть история трудящихся масс – производителей материальных благ. А эти самые массы – не бездушные функции труда, они наделены сознанием.
То есть сознание людей изменяется под воздействием обстоятельств, НО при этом обстоятельства изменяются людьми. Не нужно же забывать об этой стороне дела.


Вершинину
Автор: Сатурн  1.02.09 13:58  Сообщить модератору
"Понятие справедливости вообще нанаучно. Оно на тысячелетия ДРЕВНЕЕ т.н. научного метода."
====================================================================

Совершенно верно. Мечты народа о царстве справедливости - предвкушение, предтеча научного обоснования и моделирования такого общества. Вклад исторического материализма в том, что он постулировал необходимость связать возможности РЕАЛИЗАЦИИ справедливого строя с объективно существующими материально-техническими и научно-интеллектуальными обстоятельствами.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"Когда-то понятия о справедливости не существовало вообще..."
=================================================

Понятие справедливости существует ровно столько же, сколько существует общество. Это понятие присуще ВСЕМ народам планеты и вызвано оно универсальной реакцией человеческого сознания на ощущение несправедливости, которое тоже универсально. Научное "открытие" справедливости стало результатом научной революции, в том числе и в научной революции в отношении знаний о человеке и обществе.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"То есть сознание людей изменяется под воздействием обстоятельств, НО при этом обстоятельства изменяются людьми."
==============================================================

Золотые слова. Всё верно. Об этом мои два абзаца в предшествующем сообщении.


О крайностях, вульгаризации и золотой середине.
Автор: Сатурн  1.02.09 14:08  Сообщить модератору
"Сознание людей изменяется под воздействием обстоятельств, НО при этом обстоятельства изменяются людьми" - гениальный марксовский постулат.

Часто, однако, его вульгаризируют и упрощают то в одну, то в другую сторону.

Вульгаризаторы-детерминисты оставляют только первую часть, забывая о второй.

Вульгаризаторы-волюнтаристы утверждают второе, игнорируя первое.

Настоящий исторический материалист диалектически сочетает и то и другое.


Сатурну.
Автор: Константин Вершинин  1.02.09 21:59  Сообщить модератору
Я вижу теперь, что нам (ну, почти) не о чем спорить.
Так что закончим. :)


Константин Вершинин
Автор: S.N.Morozoff  1.02.09 22:57  Сообщить модератору
Полностью согласен. Как раз я к этому и вёл. Это - кантовская априорная рамка культуры.
То есть то самое, что игнорируется марксистским философским материализмом.
----------------------
Ну замечательно. Т.е. мы таки приходим к консенсусу: говоря о событиях прошлого так или иначе приходится применяться к действовавшим тогда дефинициям и системам ценностей, по возможности не таща туда свои сегодняшние.


Морозову
Автор: Сатурн  1.02.09 23:37  Сообщить модератору
"Т.е. мы таки приходим к консенсусу: говоря о событиях прошлого так или иначе приходится применяться к действовавшим тогда дефинициям и системам ценностей, по возможности не таща туда свои сегодняшние."
====================================================================

Нет. Рабство когда-то тоже было узаконенно и даже считалось нормальным явлением на субъективном уровне среди многих людей. Это не значит, что оно было справедливым, так как соответствовало законам и традициям того периода. Рабство было несправедливым объективно. Другое дело, что человеческое общество в период становления и укрепления этого института, не имело (1) материально-технических и (2) научно-интеллектуальных ресурсов для его отмены и преодоления.

Рабство - объективно несправедливо. Понимание того, что рабство объективно несправедливо - результат исторического процесса материально-технического и научно-интеллектуального прогресса.


Закончим, тов. Сатурн. :)
Автор: Константин Вершинин  1.02.09 23:39  Сообщить модератору
А то сейчас можно и по второму кругу пойти.


Страницы: Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 Следующая Последняя Без разбивки по страницам 


Добавить ответ:
Ваше имя/ник:

Ваш email:

Ваш пароль:
Запомнить пароль    Как зарегистрироваться?
Тема:

Текст сообщения:




НАЗАД



© CopyLeft Lake, 2001 - 2024